Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

лет'.

XXI. 'Та же епитимья будет наложена на пособников ереси, которые не

впадут вновь в ересь, но будут только подозреваемы в ереси в высшей степени;

она будет происходить в дни Всех Святых, Рождества, Богоявления, Сретения

Господня и в течение всего Великого поста, на протяжении семи лет; церемонии

первого дня Великого поста и Великого четверга будут повторены, и

примиренные должны также держаться в дверях церкви во все дни Великого

поста'.

XXII. 'Епитимья пособников ереси, находящихся в сильном подозрении,

будет продолжаться пять лет и будет такой же, как и епитимья подозреваемых в

высшей степени'.

XXIII. 'Епитимья пособников ереси, находящихся в легком подозрении,

будет продолжаться три года и будет такой же, как и предыдущая'.

XXIV. 'Эти епитимьи будут исполняться в соборе, предназначенном для

жителей города, а для других - в их приходских церквах, если только не

последует льгота со стороны епископа или его викария'.

XXV. 'Если епископ или его викарий позволит им подвергаться наложенной

на них епитимьи в другом месте, они должны запастись удостоверительными

письмами, которыми эти должностные лица церкви засвидетельствуют положение

их епитимьи. Эти письма будут переданы епископу или его викарию нового

местожительства, и кающиеся будут продолжать епитимью, которую они должны

были выполнять в их прежнем приходе. Когда же они захотят вернуться домой,

они должны попросить у того прихода, где они временно проживали, новые

письма, с точным указанием, что им остается еще сделать, чтобы их епитимья

была окончена'.

XXVI. 'Если произойдет случайно и без малейшего подозрения в обмане или

надувательстве со стороны кающихся, что они не смогут явиться вовремя в

церковь, чтобы там подчиниться осуждающему их приговору и выполнить

назначенную им епитимью в первый день Великого поста и в Великий четверг,

эта церемония будет совершена над ними в другие торжественные дни,

назначенные епископом, и они подвергнутся епитимье в соборе, перед лицом

народа, с церемониями, соблюдаемыми в эти обязательные два дня'

{Таррагонский собор 1242 года, в 28-м томе королевского Собрания соборов.}.

XXVII. Это распоряжение Таррагонского собора неопровержимо доказывает

строгость смирительных епитимий, которые налагались на отрекавшихся от ереси

еретиков как примиренных, так и заподозренных. Во всяком случае, следует

заметить, что они не продолжались всегда так долго, как это было назначено в

приговоре, потому что обычай допускал частичное или полное снисхождение и

потому что с первого же времени социальное положение личностей и другие

причины заставляли отменять их вполне или по меньшей мере частично.

Существовало освобождение от ношения одежды кающегося, установленной св.

Домиником. Этот дошедший до нас документ вследствие его древности показался

мне заслуживающим того, чтобы он стал общеизвестным. Вот его текст:

XXVIII. 'Всем верным христианам, которые будут читать настоящее

послание, брат Доминик, каноник Осмы, смиренный слуга проповедования, шлет

поклон и желает искренней любви во Христе Иисусе. Настоящим мы вас

уведомляем, что мы дали Раймонду Гильельмесу из Альтарипы позволение носить

дома те же одежды, какие носят и другие христиане, так же как и Гильерме

Угунья, который, согласно тому, что до нас дошло, носит в настоящее время

одежду кающегося как примиренный и еретик; эта мера продлится, пока господин

кардинал не сделает другого приказания либо нам, либо вышесказанному

Раймонду. Кроме того, объявляем, что эта перемена не должна причинить

вышеназванному Гильерме ни бесчестия, ни какого-либо иного рода вреда

{Паромо. О происхождении святой инквизиции. Кн. 2. Отд. I. Гл. 2. N 8.}'.

XXIX. Кардинал, о котором говорит св. Доминик, был Пиетро из Беневента,

легат папы Иннокентия III, прибывший в Тулузу в 1214 году.

XXX. Я не мог найти, и мне кажется, что это не легко узнать, каков был

гербовый щит или печать инквизиции. Я склонен думать, что он был тот же, что

у ордена св. Доминика, потому что служил для конгрегации Приближенных или

милиции Христа, которая существует еще и теперь под названием Конгрегации

Св. Петра-мученика.

Я думаю, что дал достаточно верное представление о прежней инквизиции и

о способе ее судопроизводства. Теперь мне остается сказать о