Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

раскаялись в отречении от прежней веры и

вернулись к иудаизму тайно, сообразуя тем не менее свое внешнее поведение с

поведением остальных христиан.

XIII. Принуждение, которому их заставляли подчиняться, было для них

слишком тягостно. Многие из них были опознаны; это послужило мотивом, по

видимости религиозным, который побудил Фердинанда V приказать учредить

трибунал, дававший ему возможность конфисковать многие имущества. Сикст IV

не мог его не одобрить, потому что введение его должно было увеличить

влияние ультрамонтанских принципов, то есть власти святого престола. Этому

двойному замыслу, скрытому под видимостью рвения к защите веры, испанская

инквизиция обязана своим происхождением.

XIV. Вопреки мнению некоторых историков, достоверно известно, что ни

кардиналы Хименес де Сиснерос [298] и Мендоса [299], ни даже сам Томас

Торквемада [300] (ставший впоследствии столь знаменитым как великий

инквизитор) не принимали участия в этом предприятии, и римская курия и

Фердинанд V воспользовались для этого некоторыми другими учениками св.

Доминика.

Статья вторая

ПРОЕКТ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ

I. Брат Филипп де Барберис, инквизитор королевства Сицилии, прибыл в

Севилью в 1477 году, чтобы получить от Фердинанда и Изабеллы подтверждение

дарованной в 1233 году императором и королем Фридрихом II сицилийской

инквизиции привилегии, в силу которой инквизиторы вступали в обладание трети

имущества осужденных еретиков. Изабелла подтвердила эту привилегию в Севилье

2 сентября 1477 года, а Фердинанд сделал это в Херес-де-ла-Фронтере [301] 18

октября того же года.

II. Барберис из рвения к интересам папы и в качестве должностного лица

инквизиции постарался убедить короля, что христианская религия извлечет

большие выгоды из святого трибунала благодаря страху, который внушали ее

судебные приговоры.

III. Альфонсо де Охеда, приор доминиканского монастыря в Севилье,

горячо советовал учредить в Испании святую инквизицию против христиан,

которые отпадали от веры, чтобы вернуться к иудаизму.

IV. Никколо Франко, епископ Тревизо, папский нунций при испанском

дворе, приложил все свои силы для исполнения проекта, который не мог не быть

полезным и приятным его владыке.

V. Тогда начали распространять молву, что во многих местах королевства

новохристиане вместе с некрещеными евреями издеваются над иконами Иисуса

Христа и даже распинают христианских детей, чтобы представить страдания и

смерть, которым был подвергнут спаситель мира.

VI. Альфонсо де Охеда рассказал Фердинанду и Изабелле, что один рыцарь

из семьи де Гусман, тайно спрятавшись в семье одного еврея, дочь которого он

любил, видел там совершение этого преступления в день, когда христиане

празднуют установление евхаристии [302].

VII. Фердинанд V был особенно расположен принять в свои владения

инквизицию. Она ему предоставляла легкую возможность увеличить свои

сокровища посредством конфискации громадных богатств, принадлежащих евреям,

и тем самым получить преимущество перед другими королями для исполнения

своего намерения о помощи папе. Единственным препятствием, которое надо было

преодолеть, был отказ королевы Изабеллы в согласии на то, что предполагалось

совершить в Кастилии.

VIII. Эта превосходная королева не могла одобрить того средства,

которое открыто претило мягкости ее характера; но, если потревожить ее

совесть, все были уверены в получении ее согласия, и ей дали понять, что при

сложившихся обстоятельствах мера эта была для нее религиозным долгом.

IX. Изабелла поддалась представлениям своего совета и поручила своему

послу дому Франсиско де Сантильяну, епископу Осмы, ходатайствовать от ее

имени перед римской курией о булле для учреждения в Кастильском королевстве

трибунала инквизиции.

X. Этот документ был выпущен 1 ноября 1478 года. Он уполномочивал

Фердинанда и Изабеллу назначить двух или трех архиепископов и епископов или

других церковных сановников, известных своей мудростью и добродетелью, из

белых священников [303] или монахов в возрасте не моложе сорока лет и

безупречного поведения, магистров или бакалавров богословия, докторов или

лицентиатов канонического права [304], после того как они выдержат полный

экзамен. Этим священнослужителям во всех королевствах и государствах

Фердинанда и