Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

В других частях

провинции и в епархии Кадикса, по сообщению Марианы, две тысячи этих

несчастных были преданы огню в 1481 году; другие в большом числе, за

отсутствием их, были казнены фигурально [322], и семнадцать тысяч

подверглись различным каноническим карам {Мариона. История Испании. Кн. 24.

Гл. 17.}. Среди тех, кто погиб в пламени, мы встречаем значительных людей и

много богачей, состояние коих стало добычей казны.

II. Большое количество осужденных, подвергавшихся сожжению, вынудило

префекта Севильи построить на поле, называемом Таблада [323], постоянный

каменный эшафот, который сохранился до наших дней под именем Кемадеро [324]

и на котором воздвигались четыре большие каменные статуи четырех пророков.

Новохристиане, отпавшие от веры и закоренелые в отступничестве,

замуровывались в этих изображениях заживо и там погибали, поджариваясь от

пламени общего костра {После опубликования этого тома меня уверяли, что

лица, присужденные к сожжению, только привязывались к статуям четырех

пророков, а не замуровывались внутри их. Андрее Бернальдес, современный

писатель и очевидец, от которого я почерпнул этот факт, не выражается

достаточно ясно, чтобы рассеять все наши сомнения. Однако я очень охотно

допускаю новое сообщенное мне мнение как менее противоречащее законам

гуманности.}, постепенно нагревавшего каменные изваяния пророков.

Кто из людей осмелится объявить, что это наказание, наложенное за

простое заблуждение разума, соответствовало духу Евангелия?

III. Страх, внушаемый подобными казнями новохристианам, заставил

бесчисленное множество их эмигрировать во Францию, в Португалию и даже в

Африку. Многие, осужденные заочно, спаслись в Рим и там просили у папы

правосудия против своих судей. Верховный первосвященник писал об этом 29

января Фердинанду и Изабелле. Он жаловался на то, что два инквизитора,

Мигуэль Морильо и Хуан де Сан-Мартино, не следуют правилам закона, объявляя

еретиками тех, кто ими не был. Его святейшество прибавлял, что он отрешил бы

их от должности, если бы не имел уважения к королевскому декрету, который их

поставил на место; тем не менее он отменяет данное им полномочие на

назначение других лиц, за исключением того случая, когда найдутся люди,

способные к этим обязанностям, среди назначенных генералом и провинциалом

доминиканцев, которым одним принадлежит эта привилегия; привилегия,

посланная королю и королеве, относилась лишь к отправлявшим ее лицам

{Писатель, скопировавший эту буллу из сборника, составленного в 1566 году

Франциском Гонсалесом де Лумбрерасом, ошибся насчет даты этого бреве,

проставив 1481 год - время менее всего верное, потому что приводимые в нем

факты не могли иметь место с тех пор, как инквизиторы вступили в должность.

Эти ошибки в дате иногда зависят от способа исчисления годов понтификата,

которые начинались с самого дня избрания пап. Бреве, о котором идет речь,

было отправлено на одиннадцатом году папства Сикста IV, которое началось 9

августа 1471 года, и, следовательно, истинную дату этого документа надлежит

отнести к 29 января 1482 года Та же двусмысленность наблюдается во многих

других бреве, которые я буду иметь случай цитировать; я предупреждаю об этом

читателя, чтобы он не удивлялся разнице, которую заметит между датами этой

Истории и датами собрания Лумбрераса, которым я пользовался.}.

IV. Поразительно, как Фердинанд и Изабелла могли стерпеть оскорбление,

сделанное им римской курией, решение которой, вопреки их власти,

благоприятствовало генералу и провинциалу доминиканцев. Как ни был этот

поступок возмутителен, папа пошел еще дальше. 11 февраля следующего года он

отправил новое бреве, в котором, не упоминая о первом бреве, он говорил, что

так как генерал доминиканцев Альфонсо де Сан-Себриано доказал ему

необходимость увеличить число инквизиторов, он счел необходимым призвать к

этим обязанностям самого дома Альфонсо и других монахов его ордена, Педро де

Оканью, Педро Марильо, Хуана де Сан-Доминго, Хуана де Сан-Эспириту, Родриго

де Сегарру, Томаса Торквемаду и Бернардо де Санта-Мариа, и что он отправил

этим монахам мандаты, чтобы они немедленно вступили в исполнение своих

обязанностей вместе с епархиальными епископами [325] при соблюдении

процедуры согласно с другим специально на этот