Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

и в отношении самих преступников.

XVIII. Таков был выход, к которому прибегла римская курия, чтобы

выпутаться из затруднительного положения, возникшего вследствие ее жадности.

Он был совершен за счет несчастных, которые потратили значительную долю

своего наследства при прохождении через множество инстанций, в которые они

были направлены буллою от 2 августа 1483 года, адресованной в январе 1484

года архиепископу Эворы.

XIX. Все это не помешало, однако, римской курии впоследствии даровать

новые отпущения или передать комиссарам право даровать их тайно тем, кто

явится с просьбой о них, как будто курия не знала, что эти отпущения будут

аннулированы, если инквизиторам будет угодно их отклонить. Действительно,

инквизиторы жаловались испанскому двору и для уничтожения навсегда обычая,

столь часто ставившего помехи их деспотизму, умоляли Фердинанда и Изабеллу

не покидать инквизиции на произвол судьбы.

XX. Оба монарха писали папе, делая ему представления о том, что было бы

полезно предоставить инквизиторам полное и свободное отправление их

юрисдикции и не допускать больше, чтобы оно задерживалось косвенным путем

тайных отпущений и восстановлением таких отпущений, которые уже были

отменены, или другими привилегиями, которые с некоторого времени имели силу

изъять виновных из-под власти инквизиции. Александр VI ответил Фердинанду и

Изабелле своим бреве от 23 августа 1497 года, в котором он пошел навстречу

их просьбе и аннулировал все отпущения, которые не имели обычной формы,

кроме отпущений, данных духовниками на исповеди.

XXI. Исключения, о которых говорилось в последней булле Александра VI,

то есть привилегии, которые ставили некоторых обвиняемых вне юрисдикции

инквизиторов, были одними из многочисленные золотых копей, открытых среди

испанской нации и эксплуатируемых с величайшим успехом папской политикой,

делавшей вид, что она имеет целью лишь установление инквизиции и пользу,

которую последняя может принести делу религии. С самого начала многие

христиане обращались к римской курии, заявляя о своей верности католической

религии; признавая, однако, что несчастное обстоятельство происхождения от

еврейских предков заставляет их опасаться доносов со стороны злонамеренных

людей, они просили Его Святейшество во избежание всякой опасности изъять их

из юрисдикции инквизиторов.

XXII. Римская курия, постоянная в своей политике, долго заставляла

ожидать привилегий, хотя выручала за них много денег; в конце концов она

все-таки их жаловала. Некоторые такие привилегии были дарованы Сикстом IV и

Иннокентием VIII. Инквизиторы жаловались на это, и 27 ноября 1487 года папа

приказал давать отсрочку представившему буллу с привилегией в смысле

приведения в исполнение наказания, чтобы доложить об этом Его Святейшеству и

дождаться ответа последнего до начала наказания обвиняемого.

XXIII. Трибунал инквизиции не был удовлетворен этим решением папы.

Тогда появилось новое бреве от 17 мая 1488 года.

Принимая во внимание затруднение, испытываемое инквизицией от

применения привилегий и тайных отпущений, Его Святейшество приказывал

оповестить во всех соборных церквах, что все получившие привилегии

обязываются в тридцатидневный срок, в спешном порядке, исполнить

формальности, предписанные законом, в присутствии инквизиторов, под страхом

преследования по суду, как будто они никогда не получали привилегий; а если

будет доказано, что они впали в ересь после испрошения этих изъятий, они

подлежат наказанию в качестве рецидивистов.

XXIV. Несмотря на эту резолюцию, римская курия продолжала жаловать за

деньги привилегии, от которых отказалась лишь внешним образом, хотя хорошо

понимала, что с ними не будут считаться. Инквизиция должна же была одержать

верх, если бы пользовалась даже лишь одним тем правом, какое ей было

даровано буллами.

XXV. Хуан де Лу Сена, советник короля Фердинанда по Арагонскому

королевству, жаловался на это в 1502 году по поводу своего личного дела и

дела своего брата. Его письмо к королю от 26 декабря 1503 года при всей его

обширности заслуживает полного внимания как сообщающее подробности

относительно инквизиции.

XXVI. Так как крайняя суровость инквизиторов всегда внушала сильные

опасения, а римская курия, увековечивая установленную ею систему поборов,

продолжала