привязанностью к догматам католической веры.
Статья третья
СТОЛКНОВЕНИЕ ЮРИСДИКЦИИ
I. Это торжество святого трибунала и другие преимущества, которые его
система преследования давала над сильными людьми, настолько вскружили головы
испанских инквизиторов, что они не боялись больше в вопросе юрисдикции
затевать все, что могло еще сильнее укрепить их деспотизм. Постоянно
уверенные в поддержке государя, они сочиняли апологию [391] своего
поведения, доказывая, что неодобрение его приведет к полной невозможности
успешно преследовать еретиков и очищать от них королевство. Отсюда возникло
множество столкновений юрисдикции между инквизиторами и вице-королями,
генерал-губернаторами провинций, королевскими судебными палатами и другими
светскими судьями, архиепископами, епископами, генеральными викариями и
другими церковными судьями.
II. Почти всегда интрига обеспечивала инквизиторам успех в их
предприятиях. Это злоупотребление продолжалось до нашего века. В бесконечном
количестве случаев святой трибунал публично унижал магистратов и обязывал их
давать удовлетворение по мнимым обидам, принуждал стоять на коленях за
торжественной мессой, со свечой в руке, в одежде кающегося, просить прощения
и освобождения от церковных кар, которыми он их поражал, принимать
наложенную на них епитимью и обещать ее исполнение. Все это - акты,
унизительные для магистратов, которые были виновны только в том, что хотели
защищать честь королевской власти, но еще более постыдные для монарха,
который позволял так унижать своих министров, судей, губернаторов. Факты, о
которых я говорю и которые относятся к эпохе Торквемады, послужили
основанием, на котором инквизиторы установили свои заносчивые принципы,
касающиеся сущности их авторитета и их власти.
III. В 1498 году генерал-губернатор Валенсии велел выпустить на свободу
Доминго де Санта-Круса, который был арестован по приказу инквизиторов как
враг святого трибунала. Побуждение, заставившее губернатора показать свою
власть, заключалось в том, что преступление, в котором обвиняли узника,
могло быть судимо только военным судом, хотя бы и предполагалось, что он уже
давно осужден как еретик. Инквизиторы обратились с жалобой к государю,
который (вместо того чтобы принять сторону своего наместника) подчинил дело
решению верховного совета инквизиции, что было равносильно согласию с
инквизицией. Верховный совет никогда не терял из виду принципа, по которому,
даже если поведение инквизиторов достойно порицания и заслуживает наказания,
нельзя публично выставлять их виновными из страха, что ослабится уважение и
пострадает их авторитет. Совет решил, что генерал-губернатор Валенсии должен
прибыть в Мадрид, чтобы дать отчет в своем поведении, и все те, которые
подчинились и употребили силу для освобождения узника, должны быть заключены
в тюрьму святого трибунала. Король уведомил генерал-губернатора о принятом
решении, и генерал-губернатор, несмотря на свой высокий ранг, принужден был
получить освобождение от церковных наказаний, которые, предполагалось, он
навлек на себя.
IV. Я не знаю, этот ли Доминго де Санта-Крус или одноименный испанец
послужил причиной подобного происшествия, случившегося в Кальяри [392], в
Сардинии, десять лет спустя, то есть в 1498 году. Архиепископ выпустил его
из тюрьмы святого трибунала при помощи королевского наместника. По этому
делу был вчинен процесс о компетенции прелата; все окончилось, как можно
было, впрочем, предвидеть, к выгоде инквизиции {Парамо. О происхождении
инквизиции. Кн. 2. Отд. II. Гл. 13.}.
Статья четвертая
ПОДСЧЕТ ЖЕРТВ ТОРКВЕМАДЫ
{Окончательный подсчет жертв находится в главе XLVI 2-го тома. Я
предпочитаю тот подсчет этому только потому, что он умереннее, но я не могу
утверждать, что он более точен.}
I. Томас де Торквемада, первый главный инквизитор Испании, умер 16
сентября 1498 года. Его злоупотребление своими безмерными полномочиями
должно было бы заставить отказаться от мысли дать ему преемника и даже
уничтожить кровавый трибунал, столь несовместимый с евангельской кротостью.
Надо согласиться, что число жертв за восемнадцать лет с его утверждения
достаточно оправдывало эту меру. Я думаю, что не выйду из границ намеченной
цели, установив здесь их подсчет.
II. Образ действий