были люди
предубежденные, незнакомые с церковной историей, не сведущие в истинных
убеждениях Отцов Церкви, вселенских и поместных соборов тех веков, когда
лжедекреталии еще не появились на свет и когда юрисдикция пап не
простиралась дальше Рима, кроме редких дел, касающихся общецерковной
дисциплины.
VIII. Сведения, даваемые государям об этого рода приговорах, быстро
выродились в пустую формальность: печатали указ о запрете до оповещения
короля и давали сообщение о запрете, ничего не прибавляя к тому, что
читалось в напечатанном декрете, не объявляя, были ли выслушаны авторы, и не
объясняя также, почему цензоры квалифицировали содержание книг.
Статья шестая
ЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА ТОРКВЕМАДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
I. Все эти несчастия и множество других, которые я обхожу молчанием,
явились следствием системы, принятой Торквемадой и рекомендованной им при
смерти своим преемникам. Они оправдывают общую ненависть, сопровождавшую его
до гроба и носившую столь ужасный характер на протяжении всех восемнадцати
лет его деятельности, что он должен был принимать различные предосторожности
для охраны своей жизни. Фердинанд и Изабелла позволили ему окружать себя во
время путешествий свитой из пятидесяти конных и двухсот пеших чиновников
инквизиции. Это охраняло его от ударов, которые могли быть нанесены ему
врагами открыто; он принял другие меры против своих тайных врагов.
Торквемада постоянно имел у себя на столе клык нарвала [405], которому
придавали тогда силу открывать и нейтрализовать яды. Неудивительно, что
многие точили на него зубы, если вспомнить, как он поступал во времена
своего жестокого управления. Мы прибавим, что сам папа был устрашен такой
жестокостью ввиду ежедневно поступавших к нему жалоб; поэтому Торквемада
принужден был трижды посылать в Рим брата Альфонсо Бадаху, своего коллегу, с
поручением защитить его перед папой против обвинений врагов.
II. Наконец дело зашло так далеко, что Александр VI, которому стали в
тягость постоянные вопли против него, решил лишить Торквемаду власти,
которой его облек; он отказался от этого намерения только по политическим
соображениям, а также под влиянием желания сохранить добрые отношения с
испанским двором. Александр ограничился тем, что опубликовал 23 июня 1494
года бреве, в котором говорил, что, ввиду преклонного возраста Торквемады и
его страдания от разных недомоганий, он назначает главных инквизиторов для
ведения дел совместно с ним и облекает равною с ним властью дома Мартина
Понсе де Леона, архиепископа Мессины в Сицилии, пребывавшего в Испании; дома
Иньиго Манрике, епископа Кордовы (племянника одноименного архиепископа
Севильи); дома Франсиско Санчеса де ла Фуэнте, епископа Авилы, и дома
Альфонсо Суареса де Фуэнтельсаса, епископа Мондоньедо [406] (оба последние
были инквизиторами). Каждый из них был уполномочен папою делать единолично
все, что сочтет нужным, и заканчивать дела, начатые другим, потому что они
были облечены одинаковой властью. Из этих четырех помощников Торквемады
один, а именно Манрике, пребывал в своей епархии в Кордове, не следуя за
двором, и поэтому не достоверно, чтобы он исполнял обязанности главного
инквизитора. Епископ Мондоньедо, по-видимому, вскоре отказался от этого
назначения. Епископ Авилы и архиепископ Мессины тотчас после своего
назначения вступили в должность. Епископ Авилы был даже назначен 4 ноября
того же года апелляционным судьей по делам веры, хотя уже было установлено,
что все дела должны зависеть от главных инквизиторов, что, по-видимому,
делало бесполезными распоряжения папского бреве.
Статья седьмая
О ЧИНОВНИКАХ СВЯТОГО ТРИБУНАЛА
I. Чиновники [407] святого трибунала, исполнявшие обязанность
телохранителей Торквемады, первого главного инквизитора, были преемниками
приближенных прежней инквизиции, о которых мы говорили в четвертой статье
второй главы. Они должны были преследовать еретиков и подозреваемых в ереси,
содействовать заключению их в тюрьму стражникам и сыщикам трибунала и
исполнять все, что прикажут им инквизиторы для наказания обвиняемых.
II. Мы видели, что испанцы с отвращением приняли трибунал инквизиции;
но так как надо было его терпеть, раз он был учрежден, нашлись благоразумные
люди, которые сочли полезным показаться преданными этому