для уверения в вечном спасении короля Фердинанда V и в его
принадлежности к мученикам, потому что он никогда не испытывал других
мучений, кроме мук честолюбия. Здесь очень ясно видна цель этой басни,
потому что выставляется делом, достойным вечного спасения, учреждение
кровавого трибунала, систематически враждебного человеческому роду,
противоречащего кротости и милосердию Иисуса Христа, его заповедям и
примеру, и диаметрально противоположного Евангелию, если сравнить текст этой
книги с духом преследования, воодушевляющим трибунал святой инквизиции.
XII. Блаженный Педро Арбуес поручал, кроме того, капеллану Гальвесу
сказать архиепископу, что он должен помогать инквизиции, хотя бы все были
против него, потому что Бог некогда вознаградит любовью того, кого он
страшился тогда в сердце. По-видимому, лицо, обозначенное этими словами, был
сам король, отец архиепископа. Но почему герой инквизиции не являлся обоим
государям и архиепископу, чтобы рассказать им все это? Для чего выбирать в
качестве посредника капеллана генерального викария, не имевшего никакого
доступа к королю и королеве и, может быть, никогда даже не видавшего их?
XIII. По-видимому, новый святой не лучше расположен к своим
коллегам-инквизиторам. Однако он предложил капеллану им сказать, что их
места на небесах приготовлены среди мучеников за то постоянство, с которым
они поддерживали инквизицию, и что они не должны сомневаться в том, что
хорошо сделали, предав огню большое число лиц, ими судимых, так как все,
исключая одного, осуждены на адские муки. Какая потеря для истории, что имя
неосужденного ускользнуло! Мы знали бы человека, который, несмотря на
приговор инквизиции, смог попасть на небо. Но среди каких мучеников можно
поместить инквизиторов того времени?
XIV. Педро Арбуес поручил также капеллану передать инквизиторам, чтобы
они приказали убрать с публичных дорог члены и другие части трупов его убийц
и даже не оставляли пепла тех, которых они прикажут сжечь; чтобы они
повелели палачам их убрать и бросить в Эбро, из опасения, как бы присутствие
их не навлекло на королевство какого-нибудь большого несчастья.
XV. Было бы трудно довести до больших пределов тупоумие и суеверие. Без
сомнения, святой не знал, что было бы более уместно поручить это дело
городским властям, так как одни были преданы пламени, другие четвертованы, и
их пепел и члены были выставлены на дорогах в силу приговора светского судьи
после того, как осужденные были ему переданы инквизицией. Но кажется еще
более странною уверенность, что после того, как они будут убраны со своих
мест и брошены в реку, в Испании будет меньше гроз, молнии которых падают на
урожаи. Какой химик или какой физик захотел бы взяться за открытие
посредством анализа малейшего сродства между пеплом несчастного, сожженного
инквизицией, и веществом туч, молний, грома и града? Это вроде того, как
колдуны и чародеи употребляли для своих колдований и чар трупы людей,
погибших от рук палача. К счастью, прогресс просвещения сильно уменьшил
число тех, кто верит в эти глупости. Автор показания капеллана Гальвеса
довольствуется мыслью, что блаженный Педро Арбуес не получил на небесах
наставления, отрицающего учение о влиянии пепла сожженных людей на
образование гроз и града.
XVI. Педро Арбуес говорит еще капеллану Гальвесу, что каждый мужчина и
каждая женщина должны поручить себя Богу, Святой Деве и св. Севастиану, к
которому он всегда имел самую большую преданность. Мне как историку нечего
сказать против такого приятного поручения. Однако не видно, для какой цели
появилась эта статья в показании. Не потому ли, что тогда хотели учредить в
Агилоне братство, которое было уже распространено в Испании и было посвящено
св. Севастиану, чье заступничество, как говорили, заставило прекратиться
повсеместную чуму. Хотели сохранить память об этом событии посредством
процессии, совершаемой во многих городах, во время которой носили хоругвь
святого.
XVII. Точно так же не видно смирения в другом поручении, которое, как
уверяют, было дано блаженным. Согласно рассказу Гальвеса, Педро Арбуес
объявил себя защитником народа против ламдры, рода эпидемической болезни,
очень распространенной в конце XV века {Эта болезнь гнездилась в железах.}.
Гальвес (или тот, кто выдумал его показания)