Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

что эти люди искали убежища в доме одного из инквизиторов

и поэтому-де инквизиция должна их судить. Здесь видна исключительная

дерзость, свойственная инквизиторам: если им поверить, их фермы должны

считаться священными местами.

IV. Жители Сицилии, раздосадованные выходками инквизиции, восстали в

1516 году и выпустили на свободу всех узников. Инквизитор Мельхиор де

Сервера спасся от смерти только по стечению необычайных обстоятельств.

Вице-король дон Уго де Монкада подвергался также большой опасности. Остров

освободился от ига омерзительного трибунала. Но он не долго пользовался

плодами победы, потому что, не будучи в состоянии сопротивляться страшному

могуществу Карла V, покровительствовавшего инквизиции, был принужден принять

ее вторично.

V. Неаполь был счастливее. Фердинанд предписал 30 июня 1504 года

вице-королю Гонсальво Фернандесу Кордуанскому, известному под именем

главнокомандующего, помочь всей своей властью архиепископу Мессины, о

котором я упоминал и который был послан в качестве делегата главным

инквизитором Десой для учреждения инквизиции в этом городе. В другом письме

он приказывал всем главным властям королевства поступать точно таким же

образом. Через своего посла в Риме он ходатайствовал о буллах,

покровительствующих исполнению его намерения. Однако сопротивление

неополитанцев было так упорно, что вице-король счел благоразумным отсрочить

дело и уведомить монарха о крайней опасности борьбы со столь определенной

оппозицией.

VI. В 1510 году Фердинанд решил исполнить то, что ему не удалось

сделать несколько лет назад. Но его усилия оказались опять бесплодными; он

даже счел долгом заявить, что будет удовлетворен, если неаполитанцы выгонят

из своих городов новохристиан, которые бежали туда, покинув Испанию {Парамо.

О происхождении инквизиции. Кн. 2. Отд. II. Гл. 10.}.

Херонимо Сурита, историк очень точный и вне всякого подозрения (так как

он был секретарем совета инквизиции), говорит, что неаполитанцы были в ужасе

от испанской инквизиции, хотя у них существовала папская инквизиция, потому

что в последней епископы принимали больше участия, чем в первой, и

судопроизводство велось не так тайно, и это позволяло легче прибегать к

апелляции против произнесенных приговоров {Сурита. Летопись Арагона. Кн. 8.

Гл. 34; кн. 9. Гл. 26.}.

Статья вторая

ИЗГНАНИЕ МАВРОВ. НОВЫЕ ГОНЕНИЯ НА ЕВРЕЕВ

I. Деса убедил Фердинанда и Изабеллу в необходимости учредить

инквизицию в королевстве Гранада, несмотря на обещания, данные крещеным

маврам, потому что многие из обращенных, не опасаясь ее, стали возвращаться

в магометанство. Королева отвергла это предложение; но от нее получили

нечто, что мало отличалось от согласия. Это было полномочие инквизиторам

Кордовы рапространить свою юрисдикцию на территорию королевства Гранада с

запрещением тревожить морисков по маловажным поводам и с разрешением

преследовать их только в случаях формального отступничества. Начиная с этого

времени эти мавры известны в истории под именем морисков (moriscos), как и

другие потомки мавров.

II. Старшим инквизитором Кордовы был дом Диего Родригес де Лусеро.

Педро Мартир д'Англериа [424] (бывший членом совета Индии и, вероятно, не

любивший Диего) дает ему, по противопоставлению, имя Мрачного [425]

(Tenebroso) {См.: письма 333,334, 342,344 и 345.}. Он был инспектором школ и

профессором при кафедральном соборе Альмерии. Исключительная жестокость его

характера причинила большие бедствия в королевстве Кордова, как мы это

вскоре увидим.

III. Сказанного мною здесь достаточно, чтобы видеть, насколько эта мера

была неприятна жителям Гранады, если сравнить ее с мерой от 31 октября 1499

года. Та давала свободу всем маврам-рабам, принимавшим крещение, после

выкупа их на счет королевской казны. Она устанавливала, что, если сын хотел

принять крещение, его отец (если он оставался некрещеным) обязан был

выделить законную часть, и сын получал часть угодий, ставших собственностью

государства вследствие завоевания королевства и города Гранады {Собрание

законов 1550 года. 10-й закон.}. Эта умеренность и увещания Хименеса де

Сиснероса, архиепископа Толедо, и дома Фернандо де Талаверы первого

архиепископа Гранады (который был монахом-иеронимитом, духовником королевы и

епископом