что эти люди искали убежища в доме одного из инквизиторов
и поэтому-де инквизиция должна их судить. Здесь видна исключительная
дерзость, свойственная инквизиторам: если им поверить, их фермы должны
считаться священными местами.
IV. Жители Сицилии, раздосадованные выходками инквизиции, восстали в
1516 году и выпустили на свободу всех узников. Инквизитор Мельхиор де
Сервера спасся от смерти только по стечению необычайных обстоятельств.
Вице-король дон Уго де Монкада подвергался также большой опасности. Остров
освободился от ига омерзительного трибунала. Но он не долго пользовался
плодами победы, потому что, не будучи в состоянии сопротивляться страшному
могуществу Карла V, покровительствовавшего инквизиции, был принужден принять
ее вторично.
V. Неаполь был счастливее. Фердинанд предписал 30 июня 1504 года
вице-королю Гонсальво Фернандесу Кордуанскому, известному под именем
главнокомандующего, помочь всей своей властью архиепископу Мессины, о
котором я упоминал и который был послан в качестве делегата главным
инквизитором Десой для учреждения инквизиции в этом городе. В другом письме
он приказывал всем главным властям королевства поступать точно таким же
образом. Через своего посла в Риме он ходатайствовал о буллах,
покровительствующих исполнению его намерения. Однако сопротивление
неополитанцев было так упорно, что вице-король счел благоразумным отсрочить
дело и уведомить монарха о крайней опасности борьбы со столь определенной
оппозицией.
VI. В 1510 году Фердинанд решил исполнить то, что ему не удалось
сделать несколько лет назад. Но его усилия оказались опять бесплодными; он
даже счел долгом заявить, что будет удовлетворен, если неаполитанцы выгонят
из своих городов новохристиан, которые бежали туда, покинув Испанию {Парамо.
О происхождении инквизиции. Кн. 2. Отд. II. Гл. 10.}.
Херонимо Сурита, историк очень точный и вне всякого подозрения (так как
он был секретарем совета инквизиции), говорит, что неаполитанцы были в ужасе
от испанской инквизиции, хотя у них существовала папская инквизиция, потому
что в последней епископы принимали больше участия, чем в первой, и
судопроизводство велось не так тайно, и это позволяло легче прибегать к
апелляции против произнесенных приговоров {Сурита. Летопись Арагона. Кн. 8.
Гл. 34; кн. 9. Гл. 26.}.
Статья вторая
ИЗГНАНИЕ МАВРОВ. НОВЫЕ ГОНЕНИЯ НА ЕВРЕЕВ
I. Деса убедил Фердинанда и Изабеллу в необходимости учредить
инквизицию в королевстве Гранада, несмотря на обещания, данные крещеным
маврам, потому что многие из обращенных, не опасаясь ее, стали возвращаться
в магометанство. Королева отвергла это предложение; но от нее получили
нечто, что мало отличалось от согласия. Это было полномочие инквизиторам
Кордовы рапространить свою юрисдикцию на территорию королевства Гранада с
запрещением тревожить морисков по маловажным поводам и с разрешением
преследовать их только в случаях формального отступничества. Начиная с этого
времени эти мавры известны в истории под именем морисков (moriscos), как и
другие потомки мавров.
II. Старшим инквизитором Кордовы был дом Диего Родригес де Лусеро.
Педро Мартир д'Англериа [424] (бывший членом совета Индии и, вероятно, не
любивший Диего) дает ему, по противопоставлению, имя Мрачного [425]
(Tenebroso) {См.: письма 333,334, 342,344 и 345.}. Он был инспектором школ и
профессором при кафедральном соборе Альмерии. Исключительная жестокость его
характера причинила большие бедствия в королевстве Кордова, как мы это
вскоре увидим.
III. Сказанного мною здесь достаточно, чтобы видеть, насколько эта мера
была неприятна жителям Гранады, если сравнить ее с мерой от 31 октября 1499
года. Та давала свободу всем маврам-рабам, принимавшим крещение, после
выкупа их на счет королевской казны. Она устанавливала, что, если сын хотел
принять крещение, его отец (если он оставался некрещеным) обязан был
выделить законную часть, и сын получал часть угодий, ставших собственностью
государства вследствие завоевания королевства и города Гранады {Собрание
законов 1550 года. 10-й закон.}. Эта умеренность и увещания Хименеса де
Сиснероса, архиепископа Толедо, и дома Фернандо де Талаверы первого
архиепископа Гранады (который был монахом-иеронимитом, духовником королевы и
епископом