Авилы), обратили в христианство множество мавров. Пятьдесят тысяч
их приняли тогда крещение; обращения были бы еще многочисленнее, если бы
некоторые священники, посланные Талаверою, не предприняли ложных шагов,
жестоко обращаясь с маврами и тем возбудив среди них возмущение, сильно
обеспокоившее Фердинанда и Изабеллу, у которых, однако, хватило сил для их
подчинения.
IV. 20 июля 1501 года государи объявили указом, что Бог благоволил дать
им милость, чтобы не было более неверных в королевстве Гранада. Вследствие
этого для упрочения обращений они запрещали въезд в королевство всем маврам.
Если оставалось еще несколько рабов этой народности, никто из них не имел
права говорить ни с другими маврами из опасения, чтобы не замедлилось их
обращение, ни с крещеными, чтобы не увлечь их в вероотступничество. Для
придания большей действенности принятой государями мере было сказано, что не
сообразующиеся с этим распоряжением будут подлежать смертной казни, а их
имущество будет конфисковано в пользу государства {Там же. 11-й закон.}.
V. 12 февраля 1502 года Фердинанд и Изабелла повелели всем свободным
маврам обоего пола, свыше четырнадцати лет для мужчин и свыше двенадцати лет
для женщин, выехать из Испанского королевства до мая месяца; им предоставили
право располагать своим имуществом, как евреям в 1492 году. В то же время им
было запрещено, под страхом смертной казни и конфискации имущества,
переходить в Африку, государи коей были тогда в войне с Испанией; местом
нового поселения им были назначены земли турецкого султана и другие страны,
с которыми Испания была в мире, и, что касается рабов, то им должно было
надевать железную цепь на ногу, как только они будут распознаны {Собрание
законов 1550 года. 12-й закон.}. Впоследствии, когда увидали, что многие из
крещеных мавров распродавали свое имущество и переезжали в Африку, был
опубликован королевский указ от 17 сентября 1502 года, гласивший, что никто
ранее двухлетнего срока не может продавать своего имущества и выезжать из
королевства Кастилии, исключение составляли Арагон и Португалия; разрешение
на въезд даже в эти места давалось только тем, которые дадут поруку,
гарантирующую их возвращение, как только они окончат свои дела, имущество их
поручителей будет конфисковано, если они не выполнят этого условия {Торрес.
Исторические заметки}.
VI. Деса не удовольствовался возбуждением усердия Фердинанда и Изабеллы
против мавров. Он счел должным предложить меры строгости против евреев по
случаю прибытия в Испанию разных чужеземцев, не бывших в числе изгнанных в
1492 году {Парамо. О происхождении инквизиции. Кн. 1. Отд. II. Гл. 6;
Собрание законов 1550 года. 6-й закон.}. Он получил королевский указ от 5
сентября 1499 года, применявший к ним меры, установленные для других. В том
же году, 14 августа, совет инквизиции распорядился, чтобы крещеные евреи
обязаны были доказать, что они крещены и живут вперемежку со старинными
христианами; чтобы те, что были раввинами или учителями веры, перенесли свое
жилье в места, удаленные от тех, где они жили раньше; чтобы по праздникам и
воскресеньям они бывали в церкви и получали старательные наставления в
христианском учении.
VII. Деса не менее своего предшественника Торквемады был настроен
против евреев. Его редкая ревность не должна изумлять, если события, о
которых говорили в его время, действительно происходили. Среди тридцати
восьми человек, которых толедская инквизиция должна была сжечь 22 февраля
1501 года и которые жили в местечках Эррера и Пуэбла-де-Алькосер, находилась
молодая девушка; ее признание, подтвержденное некоторыми из обвиняемых,
доказывало, что, по совету своего отца и одного из дядей, она выдавала себя
за пророчицу. Она вложила столько искусства в свою игру, что все евреи из
окрестностей Толедо признали ее вдохновленной, а это повело к тому, что
множество крещеных отступили от веры. Она выявляла притворные восторги,
видения, экстазы; утверждала, будто видела Моисея и ангелов, которые сказали
ей, что Христос не был истинным Мессией [426], обещанным в законе; говорила,
что, когда явится истинный Мессия, он поведет в обетованную землю [427] тех,
кто потерпит гонение, одинаковое с теперешним.
VIII. В том же году инквизиция Валенсии примирила с Церковью, с
покаянием на публичном и общем аутодафе, Хуана Бивеса. Одна