в 1490 и последующих годах до 1524 года. Этот подсчет
можно найти в восьмой главе моей Истории и в севильской надписи.
XIV. Несмотря на ужасающее число казней, надо сознаться, что Хименес
принял меры к ослаблению деятельности инквизиции. Самой важной было
назначение для новохристиан отдельной церкви в городах, где было много
приходов, и обязательство приходского священника удвоить усердие для их
наставления и более частого посещения их домов {Кинтанияья. Жизнь кардинала
Хименеса де Сиснероса. Кн. 9. Гл. 17.}.
Статья шестая
ПРОЦЕСС ОДНОЙ СВЯТОШИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ЛИЦ
I. Среди множества процессов, разбиравшихся в правление Хименеса,
некоторые заслуживают отдельного упоминания. В 1511 году наделал много шума
процесс одной женщины, известной под именем Святоши (Beata). Отец ее был
хлебопашцем в Пьедраите, в епархии Авилы. Воспитанная в Саламанке, она с
таким жаром предалась подвигам молитвы и покаяния, что ее разум, ослабленный
лишениями, помутился, и она стала галлюцинировать. Ей представлялось, что
она постоянно видит Иисуса Христа и Святую Деву, и она разговаривала с ними
при всех, как будто бы они были налицо. Она носила платье святоши или
монахини третьего ордена св. Доминика и называла себя супругой Иисуса Христа
[447]. Будучи убеждена, что Святая Дева сопровождает ее повсюду, она
останавливалась во всех дверях, в которые ей надо было входить,
выпрямлялась, как бы давая пройти тому, кто шел рядом с ней, и уверяла, что
Богоматерь заставляет ее идти впереди в качестве супруги Бога, ее сына. Она
со смирением отказывалась от этой чести, громко говоря во всеуслышание: 'О
Дева, если бы ты не родила Христа, я не могла бы быть его супругою. Матери
моего супруга подобает идти впереди меня'. Она постоянно была в
экстатическом состоянии. Ее руки и лицо утрачивали свой естественный цвет, а
напряженность ее членов и нервов была так велика, что казалось, ее пальцы не
имели суставов и тело не способно ни к какому движению. Народ верил, что она
творит чудеса. Король, узнав обо всем, вызвал ее в Мадрид. Он и главный
инквизитор говорили с нею. Богословы всех орденов были запрошены, но
оказались несогласны во мнениях. Одни считали ее святою, исполненною духа
Божия и любви к Богу; другие говорили, что она находится в 'прелести'
(самообмане) и одержима фанатизмом. Никто не обвинял ее ни в лицемерии, ни
во лжи. Обратились в Рим, чтобы узнать, как поступить с нею, и папа приказал
своему нунцию и епископам Вика и Бургоса открыть истину и прекратить скандал
в его источнике, если будет доказано, что в состоянии этой девицы нет
никакого участия Святого Духа. Король и главный инквизитор составили хорошее
мнение о Святоше и считали ее вдохновленной. Папские комиссары не нашли
ничего, в чем можно было упрекнуть ее поведение и речи; они сочли нужным
выждать, пока само провидение покажет, одушевляет ли ее дух Бога или
дьявола. Инквизиторы предприняли процесс, исследуя, нет ли налицо элементов,
дающих повод к подозрению и обвинению в ереси иллюминатов [448]. Так как
король и главный инквизитор Кастилии, по-видимому, ей покровительствовали,
то она благополучно вышла из испытания, а ее состояние продолжало быть
загадкой. Множество людей приписывало его бессилию ее воображения, между
прочим, и член совета Индий Педро Мартир д'Англериа {Педро Мартир д
'Англериа. Книга писем. Письма 428 и 429.}. Этот счастливый конец дела
(имевшего своей причиной обман или безумие) составляет исключительный
контраст с сожжением, которому подверглись многие тысячи людей за отказ
работать по субботам или за подобные незначительные поступки, которые были
сочтены за улику того, что они впали в иудаизм.
II. В 1517 году инквизиторы Куэнсы затеяли процесс против памяти,
доброго имени и имущества Хуана Энрикеса де Медины по обвинению в ереси,
хотя перед смертью этот испанец принял напутствие и соборование. Объявив его
еретиком, нераскаянным лжехристианином, они осудили его память и доброе имя,
велели вырыть останки, чтобы сжечь их без санбенито, и конфисковать
имущество. Наследники апеллировали к главному инквизитору, который назначил
уполномоченных судей. Но инквизиторы отказались сообщить документы процесса
и имена свидетелей, и это заставило наследников обратиться к папе. Тот
поручил 8 февраля 1517