Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

умирают с голоду и не могут служить Богу.

22. Статуты, недавно установленные некоторыми монахами и монахинями, о

недопущении в их монастыри мужчины или женщины, происходящих от

новохристиан, будут считаться недействительными, так как Бог не делает

никакого различия по рождению; эта мера открыто оскорбляет божеский и

человеческий закон.

23. Когда будет решено заключить в тюрьму оговоренного, то составляется

опись его имущества; оно не будет ни секвестровано, ни продано.

24. Заключенному предоставляется право пользования имуществом во время

задержания, точно так же его жене и детям; заключенный может распоряжаться

имуществом для подготовки средств защиты перед инквизицией.

25. Когда человек будет осужден, его дети наследуют имущество согласно

предписаниям свода Семи частей (Las Siete Partidas) Альфонса Мудрого.

26. Никакого дарения за счет его имущества не может производиться до

тех пор, пока оно не будет окончательно конфисковано, чтобы

воспрепятствовать получившим дар выступать против обвиняемых для их

осуждения и ограбления.

27. Во всем будут сообразоваться с духом и буквою святых канонов, с

уголовным правом Церкви, как при способах ведения дел против обвиняемых, так

и при окончательном приговоре, не обращая внимания ни на какой другой

обычай, инструкцию или частную форму, соблюдавшуюся доселе.

28. Короля буду просить о получении от папы буллы для облегчения

исполнения этих мероприятий.

29. В ожидании изготовления этого документа король благоволит повелеть

инквизиторам сообразоваться со всеми этими постановлениями в тех процессах,

которые уже начаты, а также в тех, которые могут случиться до этого времени,

ввиду того, что все, здесь принятое, справедливо и согласно с законом {В

Летописи испанской инквизиции, т. II, гл. 12, под 1518 годом, Я поместил

полную буквальную копию этого проекта указа.}.

VII. Этот превосходный закон не был приведен в исполнение, потому что

до его опубликования канцлер Сельвахио умер в Сарагосе в самый решительный

момент своего торжества, а кардинал Адриан настолько переменил образ мыслей

и настроения Карла V, что король стал страстным покровителем инквизиции, как

это показывают многие события его царствования, которые я изложу

впоследствии.

Статья вторая

ТРЕБОВАНИЕ РЕФОРМЫ АРАГОНОМ

I. 9 мая 1518 года в Сарагосе Карл V присягнул уважать привилегии и

соблюдать обычаи арагонцев, в частности резолюции, принятые кортесами

Сарагосы, Тарасоны и Монсона, и, следовательно, не разрешать инквизиторам

начинать никакого дела по обвинению в ростовщичестве.

II. Новое собрание кортесов было созвано в Сарагосе в конце 1518 года и

в начале следующего. Здесь кортесы Арагона доложили королю, что конкордат

кортесов Монсона от 1512 года (подтвержденный папою 1 декабря 1515 года) не

достаточен для устранения всех злоупотреблений, чинимых инквизиторами.

Поэтому они просили Его Величество прибавить к нему тридцать одну новую

статью, принятую и представленную ими. Эти статьи почти ничем не отличались

от статей королевского указа, заготовленного для инквизиции Кастилии.

III. Король, обсудив их представление в своем совете, ответил, что 'он

желает, чтобы в отношении всех представленных ему пунктов согласовались со

святыми канонами, указами и декретами святого престола, не позволяя себе

ничего противного им. Если представятся затруднения, сомнения или

соображения, требующие разъяснения, то для получения их пусть обратятся к

папе. Если кто-нибудь решит привлечь к ответу инквизитора, обвинить и

донести на него как на повинного в злоупотреблении при исполнении

обязанностей, он может это сделать, обратившись к главному инквизитору,

который выскажется по всей справедливости, посоветовавшись с

незаподозренными судьями и членами совета и выслушав заинтересованные

стороны. Если расследование и наказание преступления, на которое поступил

донос, будут исходить от светского судьи, король примет меры, чтобы

правосудие было хорошо и быстро совершено и чтобы виновные подверглись

справедливому наказанию за их проступки, для того чтобы их наказание

удержало других в границах долга. Он обязуется присягой заставить соблюдать

и самому соблюдать приказание и заявление, обращенное им к собранию, а также

и