Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

письме, которое он писал 16 марта

1558 года доктору Торресу, профессору в Сигуэнсе, бывшему затем епископом

Канарских островов, сказать, как он был удивлен тому, что человек,

присужденный инквизицией к наказанию и принужденный отречься от восемнадцати

тезисов {Письмо Кано поместил Сьенфуэго в Жизни св. Франсиска Борхи. Кн. 4.

Гл. 15; письма Паласио и брата Луиса Эстрады в неизданном сочинении,

составленном иезуитом Педро Рибаденейрой, озаглавленном Слава и триумф

общества Иисуса, полученные в гонениях на него ('Glorias У Triumfos de la

Compagnia de Jesus, conseguidos ensus persecuciones'); оно сделалось

собственностью дома Рамона Кабреры, испанского священника, столь же

достойного уважения своими большими познаниями, сколь враждебного

предрассудкам.}, злоупотребляет влиянием духовника Его Величества.

Не могу разделять удивления Габриэля Паласио при виде доносов, которые

брат Хуан де Регла сделал добровольно, не будучи вызван на суд инквизицией

Вальядолида, 9 и 23 декабря 1558 года против архиепископа Каррансы, потому

что эти доносы достаточно ясно доказывают, что Хуан де Регла был завистлив и

не желал разбираться в истинности фактов. С другой стороны, известно, что

Регла был человек большого таланта, но с характером, склонным к интриге, и

со времени своей опалы вдался в лицемерие и ханжество. Этим он достиг того,

что стал духовником Карла V и даже Филиппа II (по крайней мере, по жалованью

и почестям) после того, как был наказан по подозрению в лютеранстве.

IX. Брат Франсиско де Вильальба, иеронимит из Монтамарты, уроженец

Саморы, был одним из богословов второго созыва Тридентского собора и

проповедником двух государей, Карла V и Филиппа II. Толедская инквизиция

привлекла его к суду как заподозренного в лютеранстве; ему приписывали также

происхождение от евреев. Он напутствовал императора в последние минуты жизни

и произнес нагробную речь. Некоторые из его слушателей заявили, что у них

волосы встали дыбом от его слов. Филипп II часто советовался с ним и

изъявлял почтение к его советам, выраженным письменно. Другие монахи его

ордена не могли без зависти видеть расположение, которым он пользовался у

короля. Они прибегали к клевете, верному средству доносчиков, представив

несколько тезисов, которые казались лютеранскими, и приписав их Вильальбе. С

другой стороны, среди монахов его ордена пустили слух, будто он принадлежит

к еврейской расе, по крайней мере по материнской линии. Собрался капитул

ордена; был поднят вопрос о лишении его некоторых льгот, присвоенных

королевским проповедникам, и эта мера была бы предпринята, если' бы Филипп

(предуведомленный об этом) не воспретил ее. Генерал и член капитула

предприняли исследование генеалогии Вильальбы и открыли, что он происходит

от старинных христиан, без примеси крови еврейской или мавританской или лиц,

наказанных инквизицией. Протекция, публично оказанная Вильальбе королем,

привела к тому, что его враги не смогли так быстро, как желали, добыть

свидетелей, в которых они нуждались для установления достоверности факта

ереси, что не позволило инквизиторам арестовать его до более полного

осведомления. Между тем Вильальба умер в монастыре Экскуриала [62] в 1575

году, сохранив за собой среди добросовестных испанцев репутацию хорошего

монаха и безупречного католика {См.: Франсиско Сантос. История Св. Иеронима.

Ч. IV. Кн. 3. Гл. 42.}.

X. Брат Мигуэль де Медина, францисканец, был приглашен в качестве

богослова на третий созыв Тридентского собора. Уроженец Беналькасара, он был

членом коллегии Св. Петра и Павла в университете в Алькала-де-Энаресе и

настоятелем францисканского монастыря в Толедо. Он умер 1 мая 1578 года в

секретной тюрьме инквизиции этого города до рассмотрения дела по подозрению

его в исповедании учения Лютера. Это обвинение возникло из-за большого

уважения, которое Медина оказывал богословским трудам монаха своего ордена

Джованни де Феро. Некоторые из этих работ он напечатал в Алькала-де-Энаресе,

приложив к ним примечания и поправки. В их числе были: Толкование на

Евангелие от Иоанна и на его соборное Послание, Толкование на Послание св.

Павла к Римлянам, которое уже было напечатано вне Испании со множеством

ошибок, и Проблемы Священного Писания, опубликованные Франческо Джордже из

Венеции. На эти труды поступил донос