письме, которое он писал 16 марта
1558 года доктору Торресу, профессору в Сигуэнсе, бывшему затем епископом
Канарских островов, сказать, как он был удивлен тому, что человек,
присужденный инквизицией к наказанию и принужденный отречься от восемнадцати
тезисов {Письмо Кано поместил Сьенфуэго в Жизни св. Франсиска Борхи. Кн. 4.
Гл. 15; письма Паласио и брата Луиса Эстрады в неизданном сочинении,
составленном иезуитом Педро Рибаденейрой, озаглавленном Слава и триумф
общества Иисуса, полученные в гонениях на него ('Glorias У Triumfos de la
Compagnia de Jesus, conseguidos ensus persecuciones'); оно сделалось
собственностью дома Рамона Кабреры, испанского священника, столь же
достойного уважения своими большими познаниями, сколь враждебного
предрассудкам.}, злоупотребляет влиянием духовника Его Величества.
Не могу разделять удивления Габриэля Паласио при виде доносов, которые
брат Хуан де Регла сделал добровольно, не будучи вызван на суд инквизицией
Вальядолида, 9 и 23 декабря 1558 года против архиепископа Каррансы, потому
что эти доносы достаточно ясно доказывают, что Хуан де Регла был завистлив и
не желал разбираться в истинности фактов. С другой стороны, известно, что
Регла был человек большого таланта, но с характером, склонным к интриге, и
со времени своей опалы вдался в лицемерие и ханжество. Этим он достиг того,
что стал духовником Карла V и даже Филиппа II (по крайней мере, по жалованью
и почестям) после того, как был наказан по подозрению в лютеранстве.
IX. Брат Франсиско де Вильальба, иеронимит из Монтамарты, уроженец
Саморы, был одним из богословов второго созыва Тридентского собора и
проповедником двух государей, Карла V и Филиппа II. Толедская инквизиция
привлекла его к суду как заподозренного в лютеранстве; ему приписывали также
происхождение от евреев. Он напутствовал императора в последние минуты жизни
и произнес нагробную речь. Некоторые из его слушателей заявили, что у них
волосы встали дыбом от его слов. Филипп II часто советовался с ним и
изъявлял почтение к его советам, выраженным письменно. Другие монахи его
ордена не могли без зависти видеть расположение, которым он пользовался у
короля. Они прибегали к клевете, верному средству доносчиков, представив
несколько тезисов, которые казались лютеранскими, и приписав их Вильальбе. С
другой стороны, среди монахов его ордена пустили слух, будто он принадлежит
к еврейской расе, по крайней мере по материнской линии. Собрался капитул
ордена; был поднят вопрос о лишении его некоторых льгот, присвоенных
королевским проповедникам, и эта мера была бы предпринята, если' бы Филипп
(предуведомленный об этом) не воспретил ее. Генерал и член капитула
предприняли исследование генеалогии Вильальбы и открыли, что он происходит
от старинных христиан, без примеси крови еврейской или мавританской или лиц,
наказанных инквизицией. Протекция, публично оказанная Вильальбе королем,
привела к тому, что его враги не смогли так быстро, как желали, добыть
свидетелей, в которых они нуждались для установления достоверности факта
ереси, что не позволило инквизиторам арестовать его до более полного
осведомления. Между тем Вильальба умер в монастыре Экскуриала [62] в 1575
году, сохранив за собой среди добросовестных испанцев репутацию хорошего
монаха и безупречного католика {См.: Франсиско Сантос. История Св. Иеронима.
Ч. IV. Кн. 3. Гл. 42.}.
X. Брат Мигуэль де Медина, францисканец, был приглашен в качестве
богослова на третий созыв Тридентского собора. Уроженец Беналькасара, он был
членом коллегии Св. Петра и Павла в университете в Алькала-де-Энаресе и
настоятелем францисканского монастыря в Толедо. Он умер 1 мая 1578 года в
секретной тюрьме инквизиции этого города до рассмотрения дела по подозрению
его в исповедании учения Лютера. Это обвинение возникло из-за большого
уважения, которое Медина оказывал богословским трудам монаха своего ордена
Джованни де Феро. Некоторые из этих работ он напечатал в Алькала-де-Энаресе,
приложив к ним примечания и поправки. В их числе были: Толкование на
Евангелие от Иоанна и на его соборное Послание, Толкование на Послание св.
Павла к Римлянам, которое уже было напечатано вне Испании со множеством
ошибок, и Проблемы Священного Писания, опубликованные Франческо Джордже из
Венеции. На эти труды поступил донос