прелат составил много трудов по
богословским принципам Сумм св. Фомы так, как они преподаются*
доминиканцами, и против морали иезуитских авторов. Приверженцы последних и
некоторые друзья инквизиции донесли в Мадрид на архиепископа Арельяно, пока
он принимал участие в прениях совета. Его обвинили в янсенизме, потому что
он исповедовал мнения, благоприятствующие светской власти; он не
руководствовался в этих случаях внутренним смыслом и буквальным выражением
булл, противоречащих его образу мыслей, и обнаруживал те же тенденции, когда
возникал вопрос о защите пределов власти гражданской, королевской или
епархиальной против святого трибунала, власть коего он крайне суживал.
Инквизиторы не могли извлечь никакой выгоды из доноса, сделанного для того,
чтобы погубить архиепископа Бургосского, потому что в доносе не было
обозначено и формально выражено ни одного конкретного тезиса, прямо
противоречащего религии или деятельности святого трибунала. В прежние
времена инквизиторы, вероятно, не были бы так осторожны. Но не разумнее ли
закрыть навсегда доступ всякому необоснованному доносу о преступлении ереси?
И даже в этом случае почему бы не обязать точно указывать тезис, который
противоречит учению?
4. Буруага (дом Томас Саенс де). Он был архиепископом Сарагосы и членом
чрезвычайного совета, созванного Карлом III. Он подвергался той же
опасности, что и Арельяно.
5. Мускис (дом Рафаэль де), уроженец Вианы в королевстве Наваррском. Он
был подателем милостыни и проповедником королей Карла III и Карла IV,
духовником королевы Марии-Луизы, жены последнего монарха, епископом Авилы и
затем архиепископом Сайт-Яго. Он был замешан в деле дома Антонио де ла
Куэсты, архидиакона Авилы, и его брата дома Херонимо де ла Куэсты,
каноника-духовника того же собора. Для инквизиции больше ничего и не нужно
было, чтобы начать против него процесс. О нем будет речь в главе XLIII. Этот
прелат был одним из гонителей двух братьев. Документы его процесса были
представлены Карлу IV. Этот государь признал интригу и присудил архиепископа
к значительному штрафу и выговору, делающему ему мало чести. Так как
инквизиторы не имели никакого интереса в утайке или подделке документов
судопроизводства, то королю можно было видеть их полностью. Этот случай
принадлежит к малому количеству тех, когда испанские короли приказывали
представлять подлинные документы, составленные святым трибуналом. Правда,
инквизиторы не преминули сказать, что министры злоупотребили своей властью,
поскольку преувеличили объем своей юрисдикции, источник своей власти и
сущность тайны, сопровождающей все их действия.
6. Св Хуан де Рибера, архиепископ Валенсии и патриарх Александрийский,
- см. главу XXX.
7. Достопочтенный дом Фернандо де Талавера. Он был архиепископом
Гранады. О его истории можно справиться в главах V.X, XIII и XXX.
8. Достопочтенный дом Хуан де Палафокс, архиепископ Мексики, - см.
главы XIII, XV и XXX.
9. Акунъя (дом Антонио), епископ Саморы, начальник одной из кастильских
армий, собранных народом для войны коммун против угнетения фламандцев,
управлявших Испанией от имени Карла V. Этот государь желал, чтобы епископ и
священники, участвовавшие в этой войне в качестве рядовых, были наказаны
испанской инквизицией по подозрению в ереси, поскольку следовали
кровожадному учению, противному духу кротости, преподанной и рекомендованной
Иисусом Христом апостолам, и противоречащему идеям католической Церкви,
установившей для священников, которые убивают, даже когда они делают это
неумышленно и в целях самозащиты, каноническое наказание в виде лишения
сана. Несмотря на этот справедливый довод, Лев X воспротивился тому, чтобы
епископ Саморы и священники, его товарищи по оружию, были наказаны
инквизицией. Он утверждал, что это дело явится истинным скандалом и вполне
достаточно, если епископ будет судим в Риме, а священники - епархиальными
начальниками (см. главу XIII). Какой пример для испанских священников,
которые стали атаманами разбойников во время недавних смут в Испании под
предлогом защиты независимости родины и прав своего законного государя!
Почти все брали с собой своих наложниц; все без исключения были
общественными ворами и оправдывали множество убийств, совершенных