под заглавием Донесение королям и христианским государям о политических
хитростях и софизмах, употребляемых иезуитами для достижения всемирного
владычества. Гл. 7. С. 22.}.
V. Настоящее имя святого было Иньиго. Иезуит Иоганн Евсевий Ниремберг,
который в истории родоначальника своего ордена захотел воспроизвести чудо
св. Иоанна Крестителя, неправильно утверждает, что в то время, когда
родители Лойолы не знали, какое имя дать ему при крещении, новорожденный
заговорил и сказал: 'Мое имя - Игнатий'. Это имя, согласно Нирембергу,
означает 'мечу огонь' (ignern iacio), с намеком на то, что в будущем он
должен был возжечь в душах огонь божественной любви. Имя Игнатий было затем
сохранено его учениками - по причине ли вышеуказанной аналогии, или по
другому, неизвестному нам мотиву. Многих коробило от принятия
последователями Игнатия имени Общества Иисуса; оно было слишком нескромным;
вот почему говорили, что имя иньигистов лучше подходило бы к ним.
VI. Верно, что св. Игнатий был арестован в Саламанке в 1527 году по
приказанию генарального викария этой епархии как фанатик и иллюминат; он
вернул себе свободу только через двадцать два дня. Ему было предписано
воздерживаться в проповедях от квалификации смертных и отпустительных
грехов, пока он не изучит богословия в течение четырех лет, - условие,
довольно тяжелое для Игнатия, которому было тогда тридцать шесть лет. Правда
также, что вальядолидские инквизиторы, узнав о пребывании в тюрьме святого,
предписали составить опрос о делах и речах, на основании которых он признан
иллюминатом. Отсюда позволительно вывести заключение, что он не избег бы
секретной тюрьмы Вальядолида и пострадал бы как жертва до момента
обнаружения его невиновности, если бы не положил конца следствию.
VII. Но неверно, вопреки свидетельству Кано, что Игнатий покинул
Испанию, чтобы избегнуть приговора. Скорее, по-видимому, он привел тогда в
исполнение план путешествия в Париж для изучения богословия в Сорбонне.
Смирение святого было так велико, что, будучи оговорен вторично в этом
городе перед апостолическим инквизитором Матье д'Ори, доминиканцем, как
фанатик и иллюминат, он не только не ускользнул, как поступил бы виноватый,
но отдался в его руки и без труда доказал свое правоверие.
VIII. Неверно и то, будто бы Игнатий находился в это время в Риме,
потому что мы встречаем его в Париже еще в 1535 году; а затем он вернулся в
Испанию, где пробыл год без всяких тревог, хотя много проповедовал в
провинции Гипускоа, в Наварре, в Новой Кастилии и в королевстве Валенсии.
Отсюда он переехал в Италию, сначала прибыл в Болонью, а затем в Венецию,
где был оговорен в третий раз, как еретик, но без всяких последствий, так
как добился оправдания у папского нунция и вскоре в том же городе получил
священный сан. Игнатий прибыл в Рим только в 1538 году.
IX. Не лучше обстоит дело с доказательством того, что мотивом его
оправдания в Риме было отсутствие обвинителей; ведь каждый преступник может
быть преследуем официальным должностным лицом, предан суду и наказан.
Правда, в Риме тогда еще не было особого трибунала инквизиции, но
обыкновенные судьи могли расследовать преступление ереси, как и другие
проступки, и был прокурор, который выдавал преступников властям. Здесь св.
Игнатию предстояло быть еще раз оговоренным. Донос к Бенедикту Конверсино,
губернатору Рима, поступил от испанца по имени Наварро. Доносчик показал,
будто Иньиго был обвинен и изобличен во многих ересях в Испании, Франции и
Венеции, и даже обвинил его во многих других преступлениях. Однако трое
назначенных по этому делу судей признали его невиновность и оправдали его.
Это были: Фриас, генеральный викарий Саламанки, Ори, парижский инквизитор, и
Нигуранти, папский нунций в Венеции, которые, к счастью для св. Игнатия,
находились тогда в Риме. Доносчик был изгнан навсегда, а три испанца,
поддерживавшие его показания, были присуждены взять свои слова обратно.
X. Таким образом, епископ Мельхиор Кано был плохо осведомлен, когда
писал десять лет спустя, будто Иньиго был оправдан за неименением
обвинителя. Святой был невиновен, и это его спасло. Но он наверняка не избег
бы инквизиции, если бы происшествие в Саламанке случилось в Вальядолиде; он,
может быть, погиб бы там от последствий