Толкование преподобнейшего
господина брата Бартоломео Каррансы де Миранды архиепископа Толедо, на
христианский Катехизис; в четырех частях, содержащих все, что мы исповедуем
при святом крещении, как видно на следующей странице; посвященное
светлейшему господину, королю Испании и проч., нашему государю. В
Антверпене, в типографии Мартина Нусио, в 1558 году, с королевской
привилегией. Затем он отплыл в Испанию и 10 августа приехал в порт Ларедо,
откуда он отправился в Вальядолид, где тогда пребывал двор. В том же месяце
он присутствовал несколько раз на заседаниях совета Кастилии и совета
инквизиции. Последнему он отдал отчет обо всех мерах, принятых им против
бежавших во Фландрию испанских еретиков и против ввоза в Испанию книг,
зараженных ересью. В середине сентября он уехал из Вальядолида, чтобы
представить Карлу V отчет во всех делах, порученных ему Филиппом II, и чтобы
явить знак уважения государю, уже удалившемуся в монастырь Св. Юста. Он
прибыл туда в ту минуту, когда император был удручен бременем болезни, от
которой умер через два дня. Я уже рассказал в главе XVIII, что произошло при
этом посещении. Он отправился в свою епархию, прибыл в Толедо 13 октября и
прожил там до 25 апреля 1559 года, когда он отправился в Алькала-де-Энарес,
намереваясь произвести общий объезд своей епархии. В течение шести месяцев,
пока он пребывал в столице, он служил для всех, особенно капитул, примером
добродетелей, которые должны отличать епископа, тратя все свое время на
проповедь, раздачу милостыни, посещение узников и больных и на наблюдение за
тем, чтобы возносили молитвы за умерших. Его -поведение было одинаково во
всех местах, которые он посещал, до прибытия в Торрелагуну, где он был
арестован по приказанию инквизиции 22 августа. Ему велели отправиться в
Вальядолид, куда он прибыл 28 августа в два часа пополуночи. Вместо тюрьмы
ему отвели часть дома, принадлежащего майорату дона Педро Гонсалеса де
Леона, а другую часть его занял дом Диего Гонсалес, инквизитор,
приставленный сторожить его. Мне показалось нужным выяснить, что
предшествовало той мере, которая получила большую огласку и вызвала
изумление, скандал и страх не только во всей Испании, но и в Италии,
Германии, Англии и Фландрии.
Статья вторая
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПРОЦЕССА
I. Архиепископ Карранса навлек на себя вражду и ненависть некоторых
епископов с 1547 года, когда опубликовал трактат О резиденции епископов. Я
прибавлю: страсти легко проникают в людские сердца, и начиная с первых же
заседаний Тридентского собора репутация ученого, которою он пользовался
более некоторых других лиц, считавших себя его учителями в этом отношении,
сделала их его врагами или, по крайней мере, соперниками. К этому числу
принадлежал Мельхиор Кано, доминиканец, о котором я много говорил.
Соперничество перешло в открытую зависть как со стороны Кано, так и со
стороны брата Хуана де Реглы, иеронимита, духовника Карла V, как только
Карранса был назначен архиепископом Толедо. Ненависть, вражда, досада и
другие подобные настроения стали обыкновенными у многих священников, когда
они узнали, что Карранса отказался от предложенного сана и предложил королю
трех вышеупомянутых лиц, потому что они считали себя выше тех, кого назвал
архиепископ. Мстительность, которую внушило им это предпочтение,
приоткрывает часть их душевного состояния. К этому числу принадлежали: дом
Фернандо Вальдес, архиепископ Севильи, главный инквизитор, дом Педро де
Кастро, епископ Куэнсы, сын графа де Лемоса, гранда Испании первого класса;
а особенно человек величайших достоинств - дом Антонио Агостино, епископ
Лериды, архиепископ Таррагоны, светоч Испании в богословской литературе. Эти
три личности прибегли к притворству для прикрытия своих истинных чувств, но
слова и поступки вполне разоблачили их.
II. Кроме этого главного мотива заговора, составленного против
архиепископа, можно предположить и другой. Прелат работал над катехизисом в
несколько приемов и дал копию своего труда из нескольких разрозненных частей
донье Эльвире де Рохас, маркизе Альканисес; отдавая в печать, он разделял
свою работу на тетради по мере того, как они выходили из типографии; таким
образом в феврале 1558 года труд был уже в полном виде в Вальядолиде,