Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

главному инквизитору, а тот - брату

Диего де Чавес, духовнику короля, им же государь воспользовался в 1574 году

для квалифицирования Каррансы еретиком и в 1585 году для захвата у жены

Переса писем, которые Его Величество писал ему, когда тот был министром.

Брат Диего де Чавес выбрал из этого документа четыре тезиса, приписанных

Пересу, для их квалификации против автора, и один тезис Майорини с тем же

намерением.

XV. Тезис Майорини сводился к непристойным словам, которые итальянцы в

раздражении имеют привычку произносить, намекая на детородные органы Бога,

pota di Dio, род божбы, которая вырывалась у Майорини во время проигрыша,

или pota di Madonna. Эти слова, вырвавшиеся у Майорини, были квалифицированы

как еретическое богохульство, достаточное, чтоб мотивировать заключение

подсудимого в тюрьму святого трибунала; таким образом, его процесс составлял

одно целое с процессом Антонио Переса, против которого квалификатор Чавес

установил следующую оценку.

XVI. Первый тезис, извлеченный из показаний Диего де Бустаманте: 'Некто

говорил Пересу, чтобы он не отзывался дурно о доне Хуане Австрийском; Перес

отвечал: 'После того, как король упрекнул меня, извратив смысл написанных

мною писем и нарушив тайну совета, справедливо и дозволительно мне

оправдываться, никого не уважая и не щадя. Если бы Бог Отец захотел помешать

этому, я бы ему отрезал нос за то, что он допустил, что король выказал себя

таким непорядочным рыцарем по отношению ко мне'. Квалификация: 'Этот тезис

богохулен, скандален, оскорбляет благочестивый слух и отзывается ересью

вальденсов, которые предполагают наличие тела у Бога Отца'. Ересь, о которой

говорит квалификатор, находится в Священном Писании, которое, приспособляясь

к нашей заурядной манере говорить, дает Богу руки, глаза, ноги и голову.

Какое злоупотребление тайной судопроизводства!

XVII. Второй тезис, извлеченный из показания Хуана де Басанте: 'Антонио

Перес, видя плохое положение своих дел, сказал однажды в горе, в печали и в

гневе: 'Может быть, я вскоре перестану верить в Бога. Можно сказать, что Бог

спит во время хода моего процесса; если он не произведет чуда в мою пользу,

я готов потерять веру'. Квалификация: 'Этот тезис скандален, оскорбляет

благочестивый слух и подозрителен в смысле ереси, потому что он

предполагает, что Бог может спать; этот тезис имеет внутреннюю связь с

предыдущим, в котором говорится о Боге, как будто он имеет тело'.

XVIII. Третий тезис, взятый из второго показания Диего Бустаманте:

'Однажды, когда, как это часто бывало, Перес мучился тревогой, в особенности

если ему передавали, что страдают его жена и дети, он воскликнул, удрученный

скорбью: 'Что же это такое? Бог спит или все разговоры о нем не более как

обман; значит, неправда, что существует Бог?'' Квалификация: 'Первая часть

этого тезиса подозрительна в смысле ереси в том, что она отрицает провидение

Божие и его заботу о делах этого мира, а вторая и третья часть -

еретические'.

XIX. Четвертый тезис извлечен также из второго показания Бустаманте:

'Антонио Перес в раздражении от несправедливого, по его мнению, обращения с

ним и от участия, которое принимали в его преследовании лица, которые, как

он предполагал, должны были поступать иначе, но которые тем не менее

пользовались уважением, внушаемым безупречным поведением, сказал однажды: 'Я

отрицаю лоно, питавшее меня. Разве это означает быть католиком? Если бы это

было так, я не веровал бы больше в Бога''. Квалификация: 'Первая часть

скандальна, вторая - богохульна и оскорбляет благочестивый слух. Если ее

соединить с другими, она подозрительна в смысле ереси как внушающая мысль,

что существование Бога - обман'.

XX. Неправдоподобно, чтобы Перес не веровал в существование, духовность

и провидение Бога. Ясно видно, что тезисы, в которых его укоряют, даже при

предположении, что он их высказал, вырвались у него в тяжелую минуту от

приступа скорби и отчаяния. Совет инквизиции в своих инструкциях и указах

признает, что это возможно. Особенно важно отметить, что специальный закон

его статута, статья пятая пятой севильской инструкции 17 июня 1500 года,

определенно высказывается в этом отношении: 'В отношении того, что

инквизиторы приказывают иногда арестовывать за незначительные проступки, не

заключающие ереси, когда дело касается только слов, которые являются