главному инквизитору, а тот - брату
Диего де Чавес, духовнику короля, им же государь воспользовался в 1574 году
для квалифицирования Каррансы еретиком и в 1585 году для захвата у жены
Переса писем, которые Его Величество писал ему, когда тот был министром.
Брат Диего де Чавес выбрал из этого документа четыре тезиса, приписанных
Пересу, для их квалификации против автора, и один тезис Майорини с тем же
намерением.
XV. Тезис Майорини сводился к непристойным словам, которые итальянцы в
раздражении имеют привычку произносить, намекая на детородные органы Бога,
pota di Dio, род божбы, которая вырывалась у Майорини во время проигрыша,
или pota di Madonna. Эти слова, вырвавшиеся у Майорини, были квалифицированы
как еретическое богохульство, достаточное, чтоб мотивировать заключение
подсудимого в тюрьму святого трибунала; таким образом, его процесс составлял
одно целое с процессом Антонио Переса, против которого квалификатор Чавес
установил следующую оценку.
XVI. Первый тезис, извлеченный из показаний Диего де Бустаманте: 'Некто
говорил Пересу, чтобы он не отзывался дурно о доне Хуане Австрийском; Перес
отвечал: 'После того, как король упрекнул меня, извратив смысл написанных
мною писем и нарушив тайну совета, справедливо и дозволительно мне
оправдываться, никого не уважая и не щадя. Если бы Бог Отец захотел помешать
этому, я бы ему отрезал нос за то, что он допустил, что король выказал себя
таким непорядочным рыцарем по отношению ко мне'. Квалификация: 'Этот тезис
богохулен, скандален, оскорбляет благочестивый слух и отзывается ересью
вальденсов, которые предполагают наличие тела у Бога Отца'. Ересь, о которой
говорит квалификатор, находится в Священном Писании, которое, приспособляясь
к нашей заурядной манере говорить, дает Богу руки, глаза, ноги и голову.
Какое злоупотребление тайной судопроизводства!
XVII. Второй тезис, извлеченный из показания Хуана де Басанте: 'Антонио
Перес, видя плохое положение своих дел, сказал однажды в горе, в печали и в
гневе: 'Может быть, я вскоре перестану верить в Бога. Можно сказать, что Бог
спит во время хода моего процесса; если он не произведет чуда в мою пользу,
я готов потерять веру'. Квалификация: 'Этот тезис скандален, оскорбляет
благочестивый слух и подозрителен в смысле ереси, потому что он
предполагает, что Бог может спать; этот тезис имеет внутреннюю связь с
предыдущим, в котором говорится о Боге, как будто он имеет тело'.
XVIII. Третий тезис, взятый из второго показания Диего Бустаманте:
'Однажды, когда, как это часто бывало, Перес мучился тревогой, в особенности
если ему передавали, что страдают его жена и дети, он воскликнул, удрученный
скорбью: 'Что же это такое? Бог спит или все разговоры о нем не более как
обман; значит, неправда, что существует Бог?'' Квалификация: 'Первая часть
этого тезиса подозрительна в смысле ереси в том, что она отрицает провидение
Божие и его заботу о делах этого мира, а вторая и третья часть -
еретические'.
XIX. Четвертый тезис извлечен также из второго показания Бустаманте:
'Антонио Перес в раздражении от несправедливого, по его мнению, обращения с
ним и от участия, которое принимали в его преследовании лица, которые, как
он предполагал, должны были поступать иначе, но которые тем не менее
пользовались уважением, внушаемым безупречным поведением, сказал однажды: 'Я
отрицаю лоно, питавшее меня. Разве это означает быть католиком? Если бы это
было так, я не веровал бы больше в Бога''. Квалификация: 'Первая часть
скандальна, вторая - богохульна и оскорбляет благочестивый слух. Если ее
соединить с другими, она подозрительна в смысле ереси как внушающая мысль,
что существование Бога - обман'.
XX. Неправдоподобно, чтобы Перес не веровал в существование, духовность
и провидение Бога. Ясно видно, что тезисы, в которых его укоряют, даже при
предположении, что он их высказал, вырвались у него в тяжелую минуту от
приступа скорби и отчаяния. Совет инквизиции в своих инструкциях и указах
признает, что это возможно. Особенно важно отметить, что специальный закон
его статута, статья пятая пятой севильской инструкции 17 июня 1500 года,
определенно высказывается в этом отношении: 'В отношении того, что
инквизиторы приказывают иногда арестовывать за незначительные проступки, не
заключающие ереси, когда дело касается только слов, которые являются