Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

поручили брату Диего де Чавесу, доминиканцу, духовнику

сначала принца дона Карлоса, а потом короля; брату Хуану д'Ибаре,

францисканцу; брату Родриго де Вадильо, бенедиктинцу, бывшему потом

епископом Кефалонии [97], и брату Хуану де Асолоросу, иеронимиту, бывшему

потом епископом Канарских островов. Богословы квалифицировали как

еретические некоторые тезисы, содержащиеся в трудах, не принадлежавших

архиепископу, но найденных в его бумагах. Другие были квалифицированы как

близкие к ереси и способные ее породить, и автор был объявлен сильно

заподозренным в ереси. Опубликовали указы, осуждавшие катехизис и толкование

на соборное Послание св. Иоанна.

Статья четвертая

ПОВЕДЕНИЕ ОТЦОВ ТРИДЕНТСКОГО СОБОРА ОТНОСИТЕЛЬНО АРХИЕПИСКОПА И ЕГО

ПРОЦЕССА

I. Когда Тридентский собор был созван в третий раз, Вальдес боялся, что

на нем займутся делом Каррансы, и убедил короля, что очень важно в интересах

прав его короны не допускать, чтобы это собрание занималось расследованием

процесса. Поэтому Филипп II, назначив послом на собор дона Клавдио

Фернандеса де Киньонеса, графа де Луну, вручил ему 30 октября 1562 года

инструкции, в которых поместил главу о том, что он осведомлен, будто имеется

намерение составить общий индекс книг, нуждавшихся в одобрении или

запрещении, из числа внесенных в Индекс Павла IV, который подал повод ко

многим протестам; все это будто проектируется с тем, чтобы соборный декрет

имел силу закона и чтобы все другие решения были аннулированы. Король

прибавлял, что не может позволить распространение такой меры на Испанию,

которая имеет Индекс и частные распоряжения, и что подобного рода исключение

приложимо также к другим христианским королевствам ввиду того, что бывают

некоторые книги, которые могут не быть опасными в одной стране и часто

становятся опасными в других в силу особых обстоятельств данной страны.

Согласно этим соображениям король определенно рекомендовал своему послу не

терять из виду происходящего на соборе, и противиться всеми силами подобному

решению, потому что не подобает допустить в Испанию в качестве одобренных

такие книги, которые уже запрещены в королевстве, тем более что некоторые

лица подозревают, будто этот проект скрывает особые цели. Это побудило

короля поручить своему послу в Риме и маркизу де Пескара употребить усилия,

чтобы убедить папу расстроить подобные планы, насколько возможно выполнить

это осторожно.

II. Эта статья инструкций, переданных послу, указывает достаточно ясно,

что в Мадриде сильно боялись, как бы Тридентский собор не одобрил катехизиса

Каррансы и Толкования на соборное Послание св. Иоанна, уже запрещенные в

Испании без выслушивания автора. Процесс Каррансы вообще приковывал к себе

внимание Тридентского собора, так как отцы, недовольные тем, что архиепископ

так долго находится в руках инквизиторов, несколько раз обращались к папе с

протестом против действий инквизиции и даже против испанского короля; в

своем недовольстве они дошли до того, что не вскрывали посланных им королем

писем, говоря, что их отказ читать королевские послания продлится до тех

пор, пока король не загладит оскорбления, нанесенного епископскому сану в

лице одного из членов собора. После многих попыток, произведенных в этом

направлении перед легатами, отцы собора объявили, что прекратят собрание,

если Его Святейшество не прикажет послать в Рим документы процесса и самого

архиепископа Толедского, поскольку его бесчестие падает на всех епископов.

Папа, только что продливший срок, данный для следствия (который без этой

меры истек бы 7 января 1563 года), отвечал, что напишет Филиппу II и

потребует от него выдачи обвиняемого и посылки документов его процесса в

апреле. Для доказательства того, что он близко принимает к сердцу

удовлетворение желания отцов собора, он послал свое письмо через Одескальки,

которому дал титул чрезвычайного нунция.

III. Филипп II ответил 15 августа неожиданно энергично. Он высказал

изумление, что отцы собора занимаются больше частными делами, чем теми,

которые интересуют религию вообще; повелительные распоряжения бреве,

представленного ему нунцием, противоречат его державным правам и чести его

особы; поэтому он надеется, что Его Святейшество не найдет ничего плохого в

том, что не прикажет опубликовывать этот