выдать копию этой просьбы прокурору, и тот не успел еще ответить,
как дети Переса представили 10 апреля второе ходатайство, говоря, что для
придания большего веса предшествовавшему прошению они доставляют различные
документы, присланные из Парижа, достоверность коих они готовы доказать
присягой и другими законными средствами. VII. В числе этих документов
находятся:
1) Удостоверение богословского факультета Сорбонны, подписанное его
секретарем 6 сентября 1603 года, которое свидетельствует чистоту учения
Переса относительно католической религии.
2) Папское бреве от 26 июня 1607 года, которым Его Святейшество, в
уважение просьбы Антонио Переса, условно освобождает его от всех церковных
наказаний, которые он мог навлечь на себя во время сношений с еретиками,
хотя постоянно был католиком.
3) Завещание Переса, составленное в Париже 29 октября
1611 года, доказывающее, что он - католик, в котором он просит
погребения в церкви монастыря целестинцев [113] служения обеден об упокоении
его души.
4) Информация, полученная в Париже в начале февраля
1612 года перед аудитором апостолического нунция, по просьбе Хиля де
Месы, испанца, придворного кавалера короля Франции, его камергера,
соотечественника, друга, родственника и душеприказчика Антонио Переса. Из
нее видно, что викарий его приходской церкви св. Павла, два священника и три
других свидетеля (из которых один был Мануэль Донлопе, сарагосский дворянин,
замешанный в процессе вместе с Хилем де Месой) показали, что Перес с давнего
времени вел в Париже жизнь не только католическую, но крайне назидательную,
и принимал часто таинства исповеди и причащения в приходской церкви св.
Павла и в церквах целестинского и доминиканского монастырей; за три года до
смерти, когда слабость ног не позволяла ему выходить в Церковь, он с
разрешения папы велел построить молельню в своем доме на улице де-ла-Сризе,
чтобы слушать обедню и принимать таинства; во время своей предсмертной
болезни он исповедался и получил отпущение грехов от брата Андре Гарена,
доминиканца, одного из свидетелей, который не покидал его дома последние дни
его жизни, преподал напутствие с разрешения приходского священника,
присутствовал при соборовании, утешал при смерти и убежден, что он почил
мирно с мыслью о Господе, вследствие его благочестия и набожности. Три
других свидетеля добавляют, что слышали от него неоднократно о его желании
уехать в Испанию, чтобы доказать чистоту своей веры, что в своей
предсмертной болезни он был сильно огорчен тем, что не мог исполнить
намерения уничтожить 'клеймо позора, тяготеющее на его жене и детях'; но это
несчастие не помешало ему умереть настоящим католиком, каким он был всегда.
Мануэль Донлопе прибавил, что неоднократно слышал, что он удивляется, как
протестанты, так хорошо осведомленные в Священном Писании, защищают и
проповедуют заблуждения, потому что слово Божие само изобличает их
неправоту; это заставляло его думать, что проповедники не верят собственным
словам. Свидетель вспоминал также, что во время многократных бесед с
покойным по разным делам он передал, что слышал от многих лиц, будто он,
Антонио Перес, должен был получить пенсию в двенадцать тысяч ливров, которую
Генрих IV хотел ему дать вследствие его преклонного возраста, недугов и
неимения средств к существованию. На это Перес ответил, что не жалеет о
неисполнении данного ему обещания; наоборот, если бы подобное предложение
было ему сделано вновь, он ответил бы на него вторичным отказом, чтобы
доказать, что он не обманывал, говоря столько раз о верности испанскому
королю, своему государю; он надеется, что подобное поведение поможет
получить его милость, прибавляя, что среди своих бедствий он имел, по
крайней мере, утешение видеть, как знаменитый коннетабль Кастилии дон
Бальдассар де Суньига, посол Испании во Франции, и Анджело Бадуарио, нунций
Венеции, не забыли, как он держал себя с ними в этом деликатном деле;
скрестив руки, он поручал себя всемогущему Богу и милости своего государя.
VIII. 5) Подлинные письма преосвященнейшего Роберто, епископа и
папского нунция в Париже, от 6 февраля 1612 года, в которых он говорит, что
хорошо знал Переса, дал ему разрешение на постройку молельни в его доме,
которой, как он уверен, Перес