умер в
тюрьме до произнесения окончательного приговора по его главному делу.
Статья вторая
СЕКТА КОЛДУНОВ
I. 7 и 8 ноября 1610 года инквизиторы Логроньо справляли самые
торжественные аутодафе, присудив пятьдесят два человека: одиннадцать к
релаксации, двадцать - к примирению с Церковью и двадцать одного - к разным
епитимьям. Из числа релаксированных шесть были сожжены живьем и пять
фигурально, с вырытыми из земли их останками. В числе других находилось
шесть богохульников, восемь высказавших подозрительные положения, шесть
иудействующих, один омусульманившийся, один лютеранин, два вора, мнимые
слуги святого трибунала и восемнадцать колдунов.
II. Я уже говорил, что каждый трибунал инквизиции ежегодно справлял по
крайней мере одно аутодафе с более или менее значительным числом жертв. Я
мог бы поэтому не упоминать об этом аутодафе, но счел своей обязанностью
говорить о нем, потому что оно представляет обстоятельства, достойные
особого внимания. Одиннадцать человек, присужденных к релаксации, и
восемнадцать примиренных составляли часть секты колдунов. Их показания были
откровенны и пространны, чего нельзя было добиться от шести человек,
присужденных к релаксации. Выяснилась сущность этой ассоциации, ее система и
действия. Подробности, данные ими, так многочисленны и разнообразны, что
несмотря на то, что я упоминал уже в другом месте об этом предмете, скажу о
нем здесь, чтобы выяснить, если возможно, предмет, который во все времена
давал материал для множества небылиц. Если можно полагаться на признания
восемнадцати примиренных и Марии де Сусайя, которая была релаксирована как
проповедующая еретичка, двадцать девять осужденных происходили из местечка
Вера и поселка Сугарамурди в долине Бастана, в королевстве Наваррском, на
границе Франции. Они называли свое собрание акеларре [127] - гасконским
словом, означающим Козлиный луг, потому что собрание происходило на лугу,
где дьявол обыкновенно показывался им в виде этого животного.
III. Понедельник, среда и пятница каждой недели были назначены для
собраний, сверх больших церковных праздников, какова Пасха, Пятидесятница,
Рождество. Эти дни специально и торжественно посвящены почитанию,
воздаваемому христианами Богу. Поэтому и дьяволу угодно было, чтобы его
поклонники выбирали те же дни для его особенного почитания. На каждом
собрании колдунов, а особенно при приеме нового сочлена, дьявол принимает
вид человека скучного, сердитого, мрачного и безобразного. Он сидит на
высоком троне, который отчасти позолочен, отчасти черен, как эбеновое
дерево, и снабжен принадлежностями, которые придают ему величие. Он носит
корону из небольших рогов, два больших рога сзади головы и третий -
посредине лба. Последним он освещает место собрания; свет его ярче света
луны, но слабее солнечного света. Глаза, блестящие и ужасные, велики, круглы
и широко открыты. Борода похожа на козлиную; он наполовину человек,
наполовину козел. Ноги и руки похожи на человеческие, пальцы ровны с
невероятно длинными ногтями, законченными острием. Руки его на конце согнуты
наподобие когтей хищных птиц, а ноги заканчиваются гусиными лапами. Его
голос похож на ослиный, хрипл, нестроен и грозен. Слова неотчетливы,
произносятся басом, сердито и беспорядочно, с манерой важной, суровой и
надменной. Его физиономия выражает мрачное и желчное настроение.
IV. При открытии собрания все бросаются на землю и поклоняются дьяволу,
называя его своим владыкой и своим богом и повторяя слова
вероотступничества, произнесенные при приеме в секту. Каждый целует его в
ногу, руку, левый бок, задний проход и мужской член. Собрание начинается в
девять часов вечера; оно кончается обыкновенно в полночь и может
продолжаться лишь до пения петуха.
V. В главные годовые праздники, в дни святой Девы и св. Иоанна
Крестителя, важнейшие из членов секты исповедуют дьяволу свои грехи,
состоящие в том, что они присутствовали за обедней и при других обрядах
христианской религии. Он делает им суровые упреки, запрещает вновь впадать в
этот грех и дает отпущение, когда они пообещают исправиться. Нередко он
наказывает ударами кнута своих исповедников через посредство одного колдуна,
который исполняет обязанности палача.
VI.