Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

Андреа Лагуна, врач папы Юлия III, говорит

в четвертой главе 96-й книги своего Комментария на Диоскорида [129] по

поводу корня одного вида соланума [130], драхма коего в отваре с вином

возбуждает в воображении самые приятные представления. Он прибавляет, что в

1545 году, когда он лечил во Франции герцога Гиза Франсуа Лотарингского, там

арестовали, как колдунов, мужа с женой, живших в сельском доме в

окрестностях города Нанси. У них нашли горшок с зеленой мазью. Лагуна

выяснил, что мазь составлена из разных экстрактов цикуты [131], соланума,

белены [132], мандрагоры [133] и других наркотических и усыпляющих растений.

Он предписал употребление этой мази для жены палача, которая была поражена

бешенством и не могла уснуть. Когда намазали этой мазью тело женщины, она

проспала тридцать шесть часов, и сон ее длился бы дольше, если бы не решили

ее разбудить, употребляя очень сильные средства, между прочим банки. Она

горько жаловалась, что ее вырвали из рук молодого человека, любезного и

сильного.

XXXVIII. Мифология рисует нам Ореста [134], видящего при своем

пробуждении фурий [135], преследующих его, чтобы покарать за убийство

матери. Женщины в Греции, посвящавшие себя культу Реи [136], матери богов,

утверждали, что беспрестанно слышат гул барабанов и других музыкальных

инструментов и видят пляски фавнов [137], сатиров [138] и других призраков.

Чтобы более полно наслаждаться этим зрелищем, они добирались до гор и лесов,

где, по их уверению, можно ощутить верх наслаждений. Так же говорят и

колдуны о своих ночных собраниях.

XXXIX. Свидетели в делах о колдовстве не должны внушать большого

доверия, как бы ни были они многочисленны и важны. Мы знаем: когда римские

императоры преследовали христиан, многие свидетели согласно показывали, что

христиане убивают детей, собираются по ночам, чтобы их есть, и в потемках

совершают ужасные гнусности. В числе этих свидетелей находились люди,

которые могли знать истину, так как были христианами и присутствовали на их

собраниях до своего отступничества; были рабы христиан, которые видели их

поведение и знали, что они исповедуют христианство. Однако в

действительности ничто не было достоверно, хотя судебная улика кажется нам

полной и совершенной, потому что отступники, которым была обещана награда,

если они разыщут христиан, пользовались клеветой без боязни понести кару. С

своей стороны, рабы доносили на своих господ, чтобы избежать смерти, которая

угрожала им, если бы они объявили себя христианами.

XL. Мнение, что дьявол представляет иногда колдуна, принимая его вид,

приводит к большим затруднениям. Или надо предположить, что дьявол

завладевает ложем супруга, или надо согласиться, что муж его занимает, а

дьявол отправился играть роль колдуна на собраниях или в другом месте.

Первый случай влечет двойное невольное преступление плотского общения, так

как дьявол может быть инкубом и суккубом без ведома жены или мужа. Второй

случай делает невозможным доказательство преступления. В самом деле, как бы

многочисленны ни были факты, выставленные против обвиняемого, последний

может сказать: 'У меня нет большего врага, чем дьявол. Он принял мой вид,

чтобы я прослыл виновным; потому что я был у себя дома, и докажу свое алиби'

[139]. Никогда запирающийся обвиняемый не мог быть осужден на законном

основании, как были осуждены в Логроньо пять человек, выданные в руки

светской власти.

XLI. Педро де Валенсия закончил свою докладную записку словами: нет ни

одного процесса, который требовал бы больше критики и рассудительности, чем

процессы, возбужденные против колдунов и ведьм; для этих случаев следовало

бы составить особую инструкцию для инквизиторов; он не считает разумным

присуждать к релаксации запирающихся обвиняемых, какие бы улики ни были

собраны для доказательства их преступления, потому что все они крайне

недостоверны; при сомнении лучше пощадить виновного, чем покарать невинного,

или наказать его суровее, чем он заслуживает.

XLII. Кардинал представил дело колдунов Логроньо в совет инквизиции,

где оно долго обсуждалось. Вскоре совет послал инструкцию провинциальным

инквизиторам, рекомендуя действовать собразно этой инструкции и точно

следовать ее духу в процессах этого рода, которыми им придется заниматься

впредь. Он указывал большое