Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

число предосторожностей, которые нужно принимать

при допросе свидетелей и при признаниях и показаниях обвиняемых. Эти меры не

были безуспешны, так как я не думаю, чтобы с этого времени справлялось хоть

одно общее аутодафе вроде аутодафе 1610 года. Другим результатом этой

счастливой перемены было ослабление пыла, который прилагали к доносам на

колдунов, и падение вкуса к колдовству. С этой эпохи просвещение увеличилось

и число колдунов сократилось вместе с числом простофиль, веривших в их

чудеса. Если бы Педро де Валенсия жил в наши дни, он радовался бы своему

заявлению о том, что колдовство представляет феномены достоверные, но чисто

естественные, действия воображаемые, но рассматриваемые как реальные, и

другие, имеющие основанием обман.

XLIII. Я писал в другом месте о многих процессах инквизиции,

разбиравшихся в царствование Филиппа III. Я ограничусь здесь только

упоминанием о процессе дона Антонио Манрике, графа де Мораты, сына дона

Педро, обвиненного в 1603 году за то, что он высказал еретические тезисы. Он

произнес отречение, не подвергаясь позору аутодафе. Я видел его процесс в

Сарагосе в 1812 году вместе с процессом множества лиц из высшего дворянства.

Часть их я назвал. Среди других отмечу дона Хуана де Гуреа, сеньора

д'Аргавьесо, обвиненного в 1559 году; Хуана Переса д'Оливана, члена совета

инквизиции, судимого в 1559 году; дона Хуана де Каласансы, сеньора де

Кларава-лье, арестованного в 1564 году; Дениса де Реус, сеньора де Ма-лехана

и де Лусеника, оговоренного в 1581 году; дона Франсиско де Палафокса,

сеньора и первого маркиза де Арисы, оговоренного в 1586 году, и господина

Габриэля де Хуана, регента Майорки, дело которого относится к 1534 году.

Глава XXXVIII

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ И АУТОДАФЕ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФИЛИППА IV

I. Филипп IV вступил на престол 31 марта 1621 года и умер 17 сентября

1665 года. За сорок четыре года его царствования Испания последовательно

имела главными инквизиторами: 1) в 1621 году дома Андреа Пачеко [140],

который наследовал дому Луису де Алиаге, подавшему в отставку 23 апреля под

давлением короля; 2) в 1626 году, по смерти Пачеко, кардинала дома Антонио

де Сепата-и-Мендоса; 3) в 1632 году, когда он оставил свою должность, дома

Антонио де Сотомайора, архиепискоЯа и королевского духовника; 4) в 1643 году

дома Диего де Арсе-и-Рейносо [141], епископа Туи, Авилы и Пласенсии, после

того как его предшественник также отказался от должности. Дом Диего умер в

один день с испанским королем Филиппом IV.

И. Многие события должны были дать почувствовать мудрому правительству

необходимость уничтожения трибунала инквизиции, как неполитического,

покушающегося на чужие права и противного судебному порядку и общественному

спокойствию, или если не полного устранения, то, по крайней мере,

ограничения его власти одними процессами по делам несомненной ереси, о чем

неоднократно просили кортесы королевства, и подчинения формам, установленным

для светских судов, чтобы в корне уничтожить безмерные злоупотребления

тайного судопроизводства. Но вялость Филиппа IV не позволила произвести

столь полезную реформу. Этот государь, наоборот, разрешил инквизиторам в

1627 году расследовать дела о контрабанде, относящиеся к вывозу медной

монеты, и распоряжаться четвертой долей того, что попадет в их руки. Эта

мера не менее скандальна, чем принятая против переправки лошадей из Испании

во Францию.

III. В числе самых известных аутодафе эпохи Филиппа IV есть некоторые,

история которых лежит у меня перед глазами; я передам их как наиболее

важные.

IV. 21 июня 1621 года инквизиция, желая отпраздновать на свой лад

восшествие Филиппа IV на престол, предложила в виде зрелища для народного

увеселения аутодафе Марии де ла Консепсион, святоши и известной лицемерки

предшествующего царствования. Она сначала обманула много народа своими

мнимыми откровениями, притворной святостью, частыми приобщениями и

многочисленными экстазами; наконец, она впала в самое разнузданное

распутство с духовниками и другими священниками. Ее обвинили в заключении

договора с дьяволом, а также в том, что она впала в заблуждения Ария,

Нестория [142], Эльвидия, Магомета, Лютера, Кальвина, материалистов и в

безбожие. Ей велели появиться на аутодафе в полном санбенито, с митрой