число предосторожностей, которые нужно принимать
при допросе свидетелей и при признаниях и показаниях обвиняемых. Эти меры не
были безуспешны, так как я не думаю, чтобы с этого времени справлялось хоть
одно общее аутодафе вроде аутодафе 1610 года. Другим результатом этой
счастливой перемены было ослабление пыла, который прилагали к доносам на
колдунов, и падение вкуса к колдовству. С этой эпохи просвещение увеличилось
и число колдунов сократилось вместе с числом простофиль, веривших в их
чудеса. Если бы Педро де Валенсия жил в наши дни, он радовался бы своему
заявлению о том, что колдовство представляет феномены достоверные, но чисто
естественные, действия воображаемые, но рассматриваемые как реальные, и
другие, имеющие основанием обман.
XLIII. Я писал в другом месте о многих процессах инквизиции,
разбиравшихся в царствование Филиппа III. Я ограничусь здесь только
упоминанием о процессе дона Антонио Манрике, графа де Мораты, сына дона
Педро, обвиненного в 1603 году за то, что он высказал еретические тезисы. Он
произнес отречение, не подвергаясь позору аутодафе. Я видел его процесс в
Сарагосе в 1812 году вместе с процессом множества лиц из высшего дворянства.
Часть их я назвал. Среди других отмечу дона Хуана де Гуреа, сеньора
д'Аргавьесо, обвиненного в 1559 году; Хуана Переса д'Оливана, члена совета
инквизиции, судимого в 1559 году; дона Хуана де Каласансы, сеньора де
Кларава-лье, арестованного в 1564 году; Дениса де Реус, сеньора де Ма-лехана
и де Лусеника, оговоренного в 1581 году; дона Франсиско де Палафокса,
сеньора и первого маркиза де Арисы, оговоренного в 1586 году, и господина
Габриэля де Хуана, регента Майорки, дело которого относится к 1534 году.
Глава XXXVIII
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ И АУТОДАФЕ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФИЛИППА IV
I. Филипп IV вступил на престол 31 марта 1621 года и умер 17 сентября
1665 года. За сорок четыре года его царствования Испания последовательно
имела главными инквизиторами: 1) в 1621 году дома Андреа Пачеко [140],
который наследовал дому Луису де Алиаге, подавшему в отставку 23 апреля под
давлением короля; 2) в 1626 году, по смерти Пачеко, кардинала дома Антонио
де Сепата-и-Мендоса; 3) в 1632 году, когда он оставил свою должность, дома
Антонио де Сотомайора, архиепискоЯа и королевского духовника; 4) в 1643 году
дома Диего де Арсе-и-Рейносо [141], епископа Туи, Авилы и Пласенсии, после
того как его предшественник также отказался от должности. Дом Диего умер в
один день с испанским королем Филиппом IV.
И. Многие события должны были дать почувствовать мудрому правительству
необходимость уничтожения трибунала инквизиции, как неполитического,
покушающегося на чужие права и противного судебному порядку и общественному
спокойствию, или если не полного устранения, то, по крайней мере,
ограничения его власти одними процессами по делам несомненной ереси, о чем
неоднократно просили кортесы королевства, и подчинения формам, установленным
для светских судов, чтобы в корне уничтожить безмерные злоупотребления
тайного судопроизводства. Но вялость Филиппа IV не позволила произвести
столь полезную реформу. Этот государь, наоборот, разрешил инквизиторам в
1627 году расследовать дела о контрабанде, относящиеся к вывозу медной
монеты, и распоряжаться четвертой долей того, что попадет в их руки. Эта
мера не менее скандальна, чем принятая против переправки лошадей из Испании
во Францию.
III. В числе самых известных аутодафе эпохи Филиппа IV есть некоторые,
история которых лежит у меня перед глазами; я передам их как наиболее
важные.
IV. 21 июня 1621 года инквизиция, желая отпраздновать на свой лад
восшествие Филиппа IV на престол, предложила в виде зрелища для народного
увеселения аутодафе Марии де ла Консепсион, святоши и известной лицемерки
предшествующего царствования. Она сначала обманула много народа своими
мнимыми откровениями, притворной святостью, частыми приобщениями и
многочисленными экстазами; наконец, она впала в самое разнузданное
распутство с духовниками и другими священниками. Ее обвинили в заключении
договора с дьяволом, а также в том, что она впала в заблуждения Ария,
Нестория [142], Эльвидия, Магомета, Лютера, Кальвина, материалистов и в
безбожие. Ей велели появиться на аутодафе в полном санбенито, с митрой