друг с другом и с посторонними лицами; один
двоеженец; пять по делу о колдовстве и шестьдесят три обвиненных в иудаизме.
Они были португальцы или дети евреев этой страны. Одиннадцать были выданы в
руки светской власти и сожжены живьем, как нераскаянные; один был сожжен
фигурально, потому что повесился в тюрьме. На этом аутодафе появились с
почетом, сидя на возвышении с пальмами кавалера, шесть человек, которые были
арестованы вследствие показаний лжесвидетелей и успели доказать, что их
несправедливо обвинили и что они постоянно были настоящими католиками. Среди
упорствующих евреев был один, очень сведущий в Священном Писании, он просил,
чтобы ему дали возможность поспорить с богословами, и привел в
замешательство многих, которые были только невежественными схоластами.
Другие, однако, доказали ему истинный смысл пророчеств, приводя их в связь с
событиями, совершившимися после эпохи пророков.
XII. В Толедо было справлено аутодафе 30 ноября 1661 года. Оно состояло
из тринадцати человек. В их числе были: один колдун, один богохульник, один
мошенник, мнимый служитель инквизиции и восемь иудействующих португальцев
или лиц португальского происхождения. Двенадцать были примирены. Тринадцатый
- богохульник - был выдан королевскому судье Даймиэля, получив условное
отпущение церковных наказаний: он был уже осужден на повешение за убийство
своего тестя.
XIII. В Куэнсе инквизиция устроила 29 июня 1654 года общее аутодафе из
пятидесяти семи осужденных. Десять из них были сожжены, остальные примирены.
Они были иудей-ствующие, за исключением одного лютеранина; почти все они
прибыли из Португалии. Сожженные были испанцы, с детства воспитанные евреями
в законе Моисеевом. История некоторых из этих осужденных интересна по особым
обстоятельствам их процесса. Таковы: 1) доктор Андреа де Фонсека, адвокат
королевских советов, уроженец Миранды в Португалии, поселившийся в Мадриде,
где он был одним из знаменитейших защитников своего времени. Он был уже
примирен вальядолидской инквизицией, отрекшись в 1624 году как сильно
заподозренный; однако он так талантливо и удачно сумел защитить себя в этом
случае, что удовольствовались тем, что его объявили легко заподозренным и
изгнали из Мадрида и Куэнсы на десять лет, заставив заплатить штраф в
пятьсот дукатов. 2) Донья Изабелла Энрикес, его жена, уроженка
Сан-Феличес-де-лос-Гальегос близ Сьюдад-Родриго, уже примиренная в Мадриде в
1623 году, разделила участь своего мужа и заплатила штраф в триста дукатов.
Ее крепкое телосложение помогло ей вынести без последствий пытку, во время
которой она упорно все отрицала. Она поженила юношу и девицу, детей
португальских евреев, и была у них посаженой матерью. Хваля эту чету, она
сказала: 'Эти молодые люди - счастливчики: они соблюдают закон Божий'. Из
показаний нескольких осужденных вытекало, что это был пароль и лозунг
евреев, чтобы узнавать друг друга, когда они видятся впервые. 3) Симон
Нуньес Кардосо из Лам его в Португалии, житель Пастраны, доктор медицины в
университете Саламанки, штатный врач в Сифуэнтесе, примиренный инквизицией
Коимбры. Он отрицал приписываемый ему рецидив иудаизма и противостоял
мучениям пытки. Единственное его показание состояло в том, что его ложно
обвинили в заключении договора с дьяволом и что поводом к этой молве
послужило то, что в ухо к нему залетел большой слепень, который беспрестанно
твердил: 'Не говори о религии'. Нуньес произнес отречение, как легко
заподозренный, и был присужден к штрафу в триста дукатов и некоторым
епитимьям. 4) Бальдассар Лопес, уроженец Вальядолида, сын португальских
родителей, шорник королевских конюшен. В юности он ездил в Байонну, чтобы
свободнее следовать Моисеевой религии. В 1645 году он вернулся в Испанию и
привлек к иудаизму одного из своих родственников, приводя ему в
доказательство того, что Мессия еще не приходил, октаву из поэмы Араукана
Алонсо д'Эрсильи [146], которая кончается следующим стихом: 'До времени,
когда Бог позволит ему появиться'.
XIV. Он был задушен и сожжен по смерти. Обладая веселым характером, он
шутил, даже когда шел на казнь. Один из сопровождавших его монахов увещевал
его воздать благодарность Богу за то, что он войдет в рай бесплатно. 'Что вы
говорите, отец! Разве конфискация не забирает у меня двести тысяч дукатов,
причем