Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

чтобы явиться в Испанию. Он предстал перед

главным инквизитором и потребовал суда верховного совета. Тот, выслушав

нескольких квалификаторов, аннулировал 19 декабря 1653 года приговор,

произнесенный в Сардинии, и, не довольствуясь оправданием иезуита, избрал

его одним из своих квалификаторов.

XXIII. В Сицилии был другой процесс, более щекотливого свойства - Али

Арраэса Феррареса, прозванного ренегатом. Это был тунисский мавр, уважаемый

монархом этой страны, командир. Его взяли в плен и отвезли в Палермо, но он

был выкуплен и вернулся в Тунис [150]. Христианские рабы, жившие в этом

городе, узнав о его прибытии, были удивлены тем, что с отступника взяли

выкуп, а не отправили его в тюрьму святого трибунала. Трибунал, узнав о

разговорах этих рабов-христиан, заявил, что ему было неизвестно, будто Али

Арраэс Феррарес был христианином до исповедания магометанства и что он носил

прозвище ренегата, которое могло родить подозрение. Али был захвачен

вторично в 1624 году; хотя не было другого доказательства его

отступничества, кроме молвы, он был заключен в тюрьму сицилийской

инквизиции. Для установления улик его преступления выслушали множество

свидетелей - сицилийских, генуэзских и других, которые знали его лично и

видали в Тунисе и других местах. Все единодушно показали, что Али имел

прозвище ренегата, а некоторые добавили, что они по слухам знают, что он был

христианином. Али отрицал этот факт. Однако трибунал признал его

изобличенным и присудил к релаксации. Верховный совет решил, что

преступление доказано не полностью, уничтожил приговор и приказал

подвергнуть подсудимого пытке для получения новых улик и вынесения нового

приговора. Али вытерпел мучения пытки и по-прежнему упорно все отрицал. Он

нашел способ уведомить тунисского властителя о своем положении. Мавританский

монарх получил его письмо в то время, как к нему привели пленников - брата

Фернандо де Рейна, брата Бартоломео Хименеса, брата Диего де ла Торре и трех

других кармелитов, которых захватили, когда они направлялись в Рим, чтобы

дать отчет генералу их ордена по делам монастырей в провинции Андалусия.

Тунисский монарх велел им написать сицилийским инквизиторам, чтобы те

выпустили Али на свободу и получили выкуп, и объявить им, что в случае

отказа он заключит в тесные тюрьмы и подвергнет пытке всех христианских

рабов, находящихся в его власти. Монахи извинились, говоря, что они не знают

инквизиторов, и выставляя другие доводы. Дело на этом и замерло. Между тем

сицилийские инквизиторы задумали перевести своего узника в тюрьму,

называемую Викария, но верховный совет приказал посадить его в застенок и

заковать. В августе 1628 года Али воспользовался новым случаем написать

тунисскому государю и сообщил ему, что он заключен вместе с христианским

капитаном в темную и вонючую тюремную камеру, где им приходится

удовлетворять свои естественные нужды; они терпят самое дурное обращение и

почти умирают от голода. Когда письмо Али дошло до африканского монарха,

испанские монахи вступили в переговоры о выкупе. Государь призвал их и,

держа в руках письмо Арраэса (согласно тому, что писали они, с его

разрешения, 2 сентября того же года сицилийским инквизиторам), сказал им:

'Зачем хотят мучениями заставить этого ренегата стать христианином? Если не

уничтожат инквизицию или, по крайней мере, если инквизиторы не пошлют этого

человека вскоре на галеры с другими рабами, я велю сжечь всех христиан,

которые находятся у меня в плену. Напишите им об этом от меня'. Три монаха

исполнили это приказание и добавили в своем письме: если правосудие и

религия требуют смерти узника, инквизиция не должна бояться угроз, потому

что они готовы, хотя бы в оковах, скорее претерпеть мученичество, если это

нужно, чем одобрить дело, противное правосудию и религии. Тунисский монарх

затем согласился на выкуп шести монахов. Однако Али Арраэс был еще в тюрьме

в 1640 году, упорно отрицая, что он был крещен; к концу шестнадцати лет его

заточения инквизиторы не получили больше доказательств, чем в первые дни.

Тунисский государь предложил обмен Али на пленного священника. Сицилийская

инквизиция отказалась принять это условие, говоря, что выкуп священника

лежит на обязанности его родственников, а выпустить нераскаявшегося