дойдя до двадцатишестилетнего возраста и став монахиней и даже
настоятельницей, я стала делать сумасбродства, на которые никогда не была
способна... Иногда случалось, что бес Перегрино, который играл роль
старшего, находился в спальне второго этажа, когда я была в приемной, и он
говорил: 'Донья Тереза находится с посетителями? Скоро я заставлю ее
прийти'. Я не слыхала этих слов. Я тем более не видала Перегрино. Но я
испытывала внутри невыразимую тревогу и быстро прощалась с посетителями. Я
делала это, ничего не соображая. Я чувствовала присутствие беса, который был
в моем теле. Без размышления я бросалась бежать, бормоча: 'Господин
Перегрино меня зовет'. Я шла туда, где был бес. Еще не дойдя туда, я уже
говорила о предмете, о котором там разговаривали и о котором я не имела
раньше никакого понятия. Некоторые люди говорили, что мы из тщеславия
притворялись, что находимся в таком состоянии, я якобы делаю это с целью
привязать к себе монахинь. Но для того, чтобы убедиться, что не это чувство
заставляло нас так поступать, достаточно знать, что из тридцати монахинь
двадцать пять были в этом состоянии, а из пяти других три были моими лучшими
подругами. Что касается посторонних лиц, мы более заставляли их бояться нас
и бежать от нас, чем любить и добиваться... Были ли мои действия и мои слова
свободны, один Бог может ответить за мое сердце. Он знает, как мало я
заслужила, чтобы меня обвиняли. В это дело вложили столько злобы, что хотя
каждое выражение и каждый факт были верны, если их разобрать отдельно и
независимо друг от друга, вместе они образовали такую лживую и опасную
совокупность, что я была не в силах рассказать откровенно все произошедшее,
для доказательства невинности моей души. Таким образом, я чистосердечно
давала оружие против самой себя, позволяя делать лживые и коварные выводы из
моих слов. Однажды дом Диего Серрано, допрашивая меня, сильно оскорблял
брата Франсиско и сказал мне: 'Хотя вы считаете его человеком хорошим и
святым, вы сослужите большую службу Богу, если расскажете, что знаете о нем,
потому что слово или действие в связи с другим действием помогает открыть
истину'. Для удовлетворения его желания я постаралась припомнить, что могло
быть принято в дурном смысле. Я вспомнила, что до принятия монашества я ему
однажды сказала, что училась математике из повиновения воле родителей, на
что он возразил: 'Я очень рад этому; через эти познания ты вскоре
приобретешь сведения о многих вещах, относящихся к натуральной философии'.
Он указал некоторые из этих вещей и прибавил: 'Как можешь ты думать, что
естественно, чтобы голая женщина меньше стыдилась показаться перед мужчиной,
чем перед другой женщиной и наоборот?' Серрано велел секретарю записать эти
слова и следующие как относящиеся ко мне: подсудимая выслушала и сочла это
за верное и истинное учение. Я ему отвечала: 'Я не принимала этого за
учение, я только выслушала как тайну природы. Я не поверила этому и не
придала никакого значения, только это и следует записать'. Дом Диего,
выслушав меня, сказал: 'Это все равно'. На это я ничего не ответила. Когда
мне предложили подтвердить мои слова, я была в приемной с двумя
доминиканцами. Мне стало так стыдно, что я потеряла голос и была не в
состоянии видеть или слышать то, что мне читали; я ничего не отвечала. Когда
затем меня перевезли в Толедо, я убедилась, что моим словам не желают
поверить. С этой мыслью я решила говорить только чистую правду; я так и
поступила. Если мне возражали, я всегда отвечала: 'Пусть пишут, что хотят,
потому что я не знаю, что говорю'. Это была правда, потому что мой ум был
сильно подавлен. Сам дьявол не мог бы более превратно истолковывать
некоторые факты. Однажды, когда я была на исповеди, я хотела посоветоваться
с духовником о некоторых моих сомнениях; стыд удерживал меня и сковывал
уста. Брат Франсиско побуждал меня объясниться. Я отвечала ему, что не могу
говорить, потому что краснею от того, что хотела сказать. 'Чего ты
краснеешь, - сказал он мне, - имеющий в сердце любовь не смущается и не
стыдится признания, каково бы оно ни было'. Это была истина, выраженная
наивно. Однако ее превратили в преступление, извлекая из нее положение:
когда любят, не стыдятся. Оно содержало уже недобрый смысл. Таким же образом
злоупотребили