II. Младенчество короля Карла II, честолюбие его брата дона Хуана
Австрийского, надменный характер королевы-матери Марии-Анны Австрийской и
макиавеллизм иезуита Нитгарда (который впоследствии был архиепископом Эдессы
и кардиналом) послужили причиной многих скандальных происшествий этого
царствования. Особенно следует отметить систему тайных средств, по-прежнему
соблюдаемую инквизицией и благоприятствующую распространению клеветы. Она
внушила Нитгарду смелость в злоупотреблении правами службы, дошедшую до
преследования в качестве еретика королевского брата без всякого другого
повода, кроме желания отомстить за некоторые личные оскорбления, допущенные
этим принцем и заслуженные иезуитом. В XXVII главе я дал сведения об этом
процессе, который мог иметь очень серьезные последствия, если бы Нитгард
пробыл дольше в должности главного инквизитора. Слабость правительства
сделала заносчивым поведение инквизиторов Кордовы, Гранады, Валенсии, Лимы и
Картахены Американской и способствовала Множеству подобных покушений, в
которых они были виновны и о которых я умалчиваю как о менее важных, чтобы
не переступать границ моего труда.
III. Когда Карл II женился в 1680 году на Марии-Луизе Бурбон, дочери
герцога Орлеанского и племяннице Людовика XIV, жестокость инквизиторов была
так велика, а чувства народа так низменны, что думали угодить новой королеве
и оказать ей достойную ее почесть, приурочив к брачным торжествам зрелище
большого аутодафе из ста восемнадцати жертв, значительное число коих должно
было погибнуть в огне и осветить последние моменты торжеств. К сожалению, в
истории Испании уже были подобные примеры. В 1560 году в городе Толедо был
дан подобный праздничный спектакль королеве Елизавете Валуа, а в 1632 году в
столице Испании аналогичное торжество происходило по поводу рождения принца,
сына королевы Елизаветы Бурбон [152]. По-видимому, для удовольствия
французских принцесс не находили ничего лучшего, как представление им этих
ужасных зрелищ, о которых говорили, что они внушаются ревностью к вере. Но я
не верю, чтобы эти царственные француженки с удовольствием присутствовали
при казнях, которые должны были возмущать их чувствительность, неспособную
переносить то, что с давнего времени соответствовало испанским нравам.
IV. Из ста восемнадцати осужденных, появившихся на аутодафе, десять
произнесли отречение от ереси как находящиеся в легком подозрении; в том
числе были: два лицемера, которые под покровом напускной порядочности
совершили очень серьезные проступки, две колдуньи, четыре двоеженца, женатый
священник и один человек, который, не будучи священником, служил обедни.
Другой осужденный произнес отречение от ереси в качестве сильно
подозреваемого. Было там пятьдесят два иудействующих еретика, все
португальцы или дети португальцев. Девятнадцать человек были выданы в руки
светской власти: из них восемнадцать иудействующих, нераскаянных или
рецидивистов, и один отступник, принявший магометанство. На этом аутодафе
сожгли тридцать четыре изображения. Из них два с санбенито примиренных,
потому что осужденные, раскаявшись, умерли в тюрьме. Из остальных тридцати
двух было восемь изображений евреев, одно - лютеранина, одно - иллюмината и
двадцать два - бежавших евреев. Лютеранин и иллюминат умерли в тюрьме
нераскаянными.
V. Среди этих жертв я не встречаю ни одной, достойной быть отмеченною
по своему рангу или положению в обществе. Я должен сказать то же самое о
жертвах другого, частного аутодафе, проведенного в церкви королевского
женского монастыря Св. Доминика 28 октября того же года. На нем появилось
пятнадцать человек иудействующих примиренных, двое были присуждены к выдаче
в руки светской власти, в силу окончательных приговоров, произнесенных перед
общим аутодафе, но их казнь была отложена, потому что в ночь на 29-е они
пожелали принести покаяние и просили о примирении. Некоторые рукописные
заметки указывают, что многие другие осужденные избежали своей участи
посредством подкупа второстепенных служителей трибунала. Я убежден, что это
утверждение не имеет никакого основания, потому что служащие, о которых идет
речь, имеют очень мало возможностей противодействовать окончательному
приговору после ареста подсудимых.
VI. Самым знаменитым процессом, возбужденным инквизицией в царствование
Карла