Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

в совете, он предложил все-таки арестовать Диаса. Эта

попытка не удалась, как и первая: члены совета отказались одобрить эту меру

как несправедливую и противную законам инквизиции, долженствующей

действовать согласно решению пяти квалификаторов. Это сопротивление

разозлило главного инквизитора, который решился написать приказ, подписал

его и отправил в совет, распорядившись зарегистрировать его по обычной

форме. Члены совета ответили, что они не могут исполнить эту формальность,

которая кажется им незаконной, так как резолюция не была принята

большинством голосов. Произошел конфликт между советом и его начальником.

XI. Между тем Диас, боясь за свою жизнь, решил бежать в Рим. Мендоса,

рассчитывая на влияние королевского духовника, через его посредство убедил

государя, что бегство Диаса является новым покушением на права его короны,

ввиду того что всякое обращение к папе против испанской инквизиции запрещено

его подданным. Благодаря этой интриге Мендоса добился письма от Карла II к

его посланнику в Риме, герцогу Уседе, которому было поручено задержать Диаса

и переправить его под усиленной охраной до порта Картахены.

XII. Анонимный автор анекдотов римской курии утверждает, что Диас ездил

в Рим для того, чтобы показать папе завещание Карла И, которым этот государь

передавал испанскую корону Филиппу Бурбону [154], и что его возвращение на

полуостров в качестве пленника явилось следствием придворной интриги. Ничто

не доказывает, чтобы утверждение автора было верно, и я предпочитаю думать,

что аноним ошибся. Главный инквизитор велел заключить Фроилана Диаса в

инквизиционную тюрьму Мурсии и отдал приказ инквизиторам привлечь его к

суду. Инквизиторы назначили квалификаторами девять самых ученых богословов

епархии, которые единогласно голосовали, подобно квалификаторам верховного

совета; вследствие этого решили, что не было повода к приказу об аресте

Диаса. Главный инквизитор, раздосадованный более чем когда-либо, отправил в

Мурсию множество чиновников инквизиции, которые доставили пленника под

военной охраной в Мадрид, где он был заключен в келью доминиканского

монастыря Св. Фомы.

XIII. Мендоса перенес дело в высшую инстанцию и приказал прокурору

совета инквизиции дону Хуану Фернандо де Фриасу Саласару обвинить Диаса как

еретика и даже учащего ересиарха за то, что он утверждал, будто

позволительно иметь сношение с демоном, чтобы научиться искусству исцеления

больных, и доверял могуществу этого отца лжи [155], убеждая людей

подчиняться его ответам и исполнять его предписания.

XIV. Между тем Карл II умер, и прошло много времени, пока Филипп V

получил возможность внимательно заняться раскрытием всех хитростей и интриг

главного инквизитора; этому препятствовала война, которую он принужден был

вести против австрийского эрцгерцога Карла, впоследствии императора

германского [156].

XV. Наконец, послушав нескольких своих близких советников, 24 декабря

1703 года, он передал дело кастильскому совету. 24 января следующего года

члены совета доложили королю, что приказ об аресте Диаса состоялся вопреки

закону и обычаю, вопреки уставу и правилам святого трибунала, по

деспотическому злоупотреблению властью, и просили Его Величество обуздать

это насилие, объявив недействительным все сделанное после суждения

квалификаторов. Они прибавили, что процесс должен рассматриваться как

находящийся на той стадии, на которой его оставила квалификация, и

продолжаться согласно закону, причем следует потребовать под страхом самого

сурового наказания, чтобы главный инквизитор передал в совет инквизиции все

документы судопроизводства в Мурсии и Мадриде. Согласно этому решению был

изготовлен королевский указ, и верховный совет определил, чтобы Фроилан

получил свободу и был освобожден от суда.

XVI. При всем этом процесс представляет несколько анекдотов, достойных

замечания. Демон, владевший бесноватою города Кангас, 'утверждал, что Бог

допустил околдование особы короля и не позволяет теперь снять его, потому

что святейшее таинство евхаристии происходило в церкви без свечей и лампад,

потому что монашеские братства умирали с голоду, потому что госпитали были

закрыты и потому что души в чистилище страдали с тех пор, как не служили

больше заупокойных литургий о них, и потому что