IV. Они обнаруживают в ведении дел и в стиле официальной переписки
намерение ослабить в умах народа должное уважение к светским королевским
судьям и даже заставить презирать власть высших магистратов. Они заслуживают
порицания не только по отношению к вопросам спорным и касающимся правосудия;
они присваивают себе какую-то независимую манеру рассуждать о вопросах
управления и государственного хозяйства, заставляющую их не признавать прав
государя.
V. Действие стольких злоупотреблений породило жалобы со стороны
подданных, распри среди министров, уныние в судах и необходимость тягостных
забот, которые Ваше Величество часто возлагало на себя для решения споров и
взаимных претензий. Такое положение уже в начале деятельности инквизиции
показалось настолько невыносимым императору Карлу V, что в 1535 году он счел
необходимым приостановить пользование светской юрисдикцией, которую король
Фердинанд, его дед, даровал инквизиторам. Эта приостановка длилась десять
лет в королевствах Испании и Сицилии, до той поры, когда принц дон Филипп,
управлявший монархией в отсутствие своего отца, восстановил святой трибунал
в его правах, хотя с ограничительными мероприятиями, которые, впрочем, плохо
соблюдались впоследствии. Крайняя умеренность, проявляемая в обращении с
инквизиторами, внушила им смелость кичиться этой терпимостью и настолько
забыть о благодеяниях, полученных от благочестивой щедрости наших королей,
что они с чрезвычайным упорством осмеливаются утверждать, будто юрисдикция,
которой они пользуются по отношению к делам и личностям их служителей,
должностных лиц, чиновников и слуг, есть апостолическая, церковная,
независимая ни от какой светской власти, как бы могущественна она ни была.
Эту претензию трибуналы инквизиции предъявляют для расширения своих
привилегий и власти над личностями, предметами и вопросами, которые от них
не зависят; поэтому они обычно применяют церковные наказания в делах, не
относящихся к церковной дисциплине, чтобы обходить королевские резолюции,
законы и приказы.
VI. Однако, государь, вся юрисдикция, используемая судами инквизиции
над мирянами в делах, не касающихся ни нашей святой католической веры, ни
христианской религии, принадлежит Вашему Величеству. Она только ваша
уступка, чисто временная и подчиненная ограничениям, изменениям и отменам,
которые Ваше Величество может внести в силу своей независимой и суверенной
воли. Эта истина настолько ясна и очевидна, что она может казаться темной
только тому, кто закрывает глаза, чтобы не видеть света.
VII. Неблагодарные, они не признают особенной милости, полученной ими;
они отрицают свою зависимость от Вашего Величества, от которой только вы
можете их освободить. Отказываясь подчиняться каноническим законам, которые
они знают, апостолическим буллам, которые они видели, и королевским
приказам, имеющимся в их архивах, они выдумывают доводы и вздорные предлоги,
не имеющие никакого основания для оправдания своих посягательств и
покушений.
VIII. Хунта, принимая во внимание, насколько предпринятые до сих пор
меры оказались недейственными... не колеблется ни на одно мгновение
предложить как последнее средство отмену прав, которые святой трибунал
получил от предшественников Вашего Величества... {Эта мера предлагалась
неоднократно, но всегда бесполезно. См. гл. XXVI.} Но, придерживаясь того,
что более в ваших намерениях, она предлагает Вашему Величеству на первый раз
приказать, чтобы в вопросах и делах, не догматических, не церковных и не
имеющих своим предметом веры... инквизиторы не могли действовать путем
отлучения и церковных кар, а только согласно форме и порядкам, известным и
соблюдаемым королевскими судьями... Когда пользование светской юрисдикцией в
трибуналах инквизиции будет подчинено правилам, очень важно предписать,
чтобы все лица, которые будут арестованы по распоряжению инквизиции (по
поводам, посторонним вере и вопросам, к этому относящимся), были помещаемы в
королевских тюрьмах в качестве узников святого трибунала и чтобы с ними
обращались установленным инквизиторами образом сообразно сущности дел и
обстоятельств. Благодаря этому средству подданные избегнут непоправимого
ущерба, причиняемого им, когда по гражданскому или уголовному делу, не
зависящему от предметов веры, их заключают в тюрьмы святого