его в Кесарию, где жил Феликс, правитель Иудеи и преемник Пилата,
который сказал Петру: 'Я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители'. И
повелел ему быть под стражею в Иродовой претории. Через пять дней пришел
первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом,
которые жаловались правителю на Павла. Когда же он был призван, то Тертулл
начал обвинять его в том, что он сделался представителем Назорейской ереси,
то есть вероотступником и предводителем еретиков. Павел ответил ему на это.
Феликс отсрочил дело до прибытия тысяченачальника. Позднее на место Феликса
поступил Порций Фест. Фест, прибыв в область, через три дня отправился из
Кесарии в Иерусалим, тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к
нему с жалобою на Павла и убеждали его, прося, чтобы он сделал милость и
вызвал его в Иерусалим; но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под
стражею и что он сам скоро отправится туда. 'Итак, - сказал он, - которые из
вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком,
пусть обвиняют его'. Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней,
возвратился в Кесарию и на другой день, сев на судейское место, повелел
привести Павла. Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима иудеи,
возводя на Павла многие и тяжкие обвинения, к которым у них не было
доказательств. Павел же, кроме прочего, сказал: 'Обвинители мои были
некоторые ассийские иудеи, которым надлежало бы предстать пред тобой и
обвинить меня, если что имеют против меня; или пусть сии самые скажут, какую
нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедреоном'. Правитель
хорошо знал, что Павел невиновен, но, желая доставить удовольствие Иудеям,
отсрочил дело и распорядился послать Павла в Рим, чтобы кесарь сам сделал с
ним, что сочтет нужным. Царь Ирод Агриппа через несколько дней навестил
Феста, который, обсуждая с ним дело, рассказал, как Павел отвечал Иудеям,
что: 'у римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть,
прежде, нежели будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться
против обвинения'. Эта история развивает мысль о том, что сокрытие истинных
заявлений доносчиков, свидетелей и их имен и, тем более, подлоги, изъятие и
исправления подлинных документов противоречат закону, принятому и
соблюдаемому среди иудеев, христиан и идолопоклонников, а также учению,
которое проповедует апостол Павел; он сам требовал исполнения этого закона
на себе, желая, чтобы иудеи ассийские предстали перед правителем, ибо они
были его первыми обвинителями. Так же очевидно, что свидетели должны
говорить в присутствии обвиняемого, ибо апостол Павел просит выступающих
перед судьей объявить, что дурного они нашли в его поведении. Заслуживает
внимания тот факт, что дело против Павла было начато по обвинению в ереси,
вероотступничестве, догматических заблуждениях. Итак, из всего этого
становится ясно, что методы судопроизводства инквизиторов не согласуются с
учением и примером апостолов.
XXI. Св. Павел в Послании к Римлянам, глава XII, пишет: 'Итак, умоляю
вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую,
святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего'. Из этого текста
можно заключить, что губительное усердие святого трибунала противно вере и
неразумно. Да и как оно может быть таковым, если только страхом им удается
обратить в веру? Люди, которых склоняют на свою сторону таким образом,
становятся лицемерами, не более того.
XXII. Св. Павел в том же Послании к Римлянам, глава XVI, пишет: 'Умоляю
вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки
учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них'. Вот что советует св.
Павел по отношению к еретикам: он предписывает остерегаться их и быть
осторожными, избегая общения с ними, но не доносить на них в уголовный суд
и, тем более, не сажать еретиков в тюрьмы и наказывать, предавая их семьи
бесчестию и поруганию. Хотя именно этого косвенно требует инквизиционный
трибунал в своем эдикте о доносах, и именно такое отношение он предписывает
к лицам оговоренным.
XXIII. Св. Павел в Первом Послании к Коринфянам, глава V, говорит: 'Я
писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с
блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями,
ибо