ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и
соучастник во славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у
нас, надзирая за ним непринужденно, охотно и богоугодно, не для гнусной
корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая
пример стаду'. Вот в каком духе епископы (и инквизиторы, до тех пор пока они
будут) должны использовать данную им власть по отношению к людям,
подозреваемым в догматических ошибках, если хотят делать свое дело не по
принуждению, а из искренней любви к Богу, не из постыдной жажды богатства
(конфискации), а из бескорыстного милосердия, не господствуя, но подавая
пример стаду. В этом случае они отдадут предпочтение тайному увещеванию в
первый, во второй и в третий раз, а не тюрьмам и не поношению. И тогда среди
просвещенных католиков не будет противников инквизиции.
XXVIII. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем втором соборном
послании пишет следующее: 'Всякий, преступающий учение Христово и не
прибывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и
Отца, и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не
принимайте в дом и не приветствуйте его; Ибо приветствующий его участвует в
злых делах его'. Это наставление Иоанна Богослова согласуется с поучениями
других апостолов: избегать общения с еретиками, не предпринимая ничего
другого.
XXIX. Св. апостол Иуда в своем соборном послании (где он говорит, что
были нечестивые грешники, произносящие хулу на Бога, и ропотники,
поступающие по своим нечестивым похотям), пишет: 'А вы, возлюбленные,
назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в
любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной
жизни. И одни пусть вам будут как уже приговоренные грешники; спасайте их,
исторгая из огня; и будьте милостивы к другим, страшась и гнушаясь одежды,
которая осквернена и всегда принадлежит плоти' {Перевод дословный по цитате
автора; синодальный перевод: 'И к одним будете милостивы, с рассмотрением; а
других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь
даже одеждою, которая осквернена плотию '. (Примеч. перев.)}. Св. Иуда
соглашается с остальными апостолами, призывая быть милосердными даже с теми,
кто уже кажется приговорен, но по сравнению с другими апостолами, в качестве
наказания, он просто советует всем добрым христианам удалиться от общения с
ними.
XXX. Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, ученик апостолов, в
своем Послании к Ефесянам проповедует то же учение: 'Есть, - пишет он, -
люди лживые, которые недостойно украшаются именем христианина и совершают
богомерзкие дела; вы должны бежать от них как от разъяренных животных.
Лицемерные и фальшивые, они, как бешеные псы, кусают, когда этого меньше
всего ожидаешь; будьте с этим осторожны, ибо их укусы трудноизлечимы, а
доверить лечение должно одному лишь врачу, Господу нашему Иисусу Христу...
Мне стало известно, что этому врачеванию подверглись некоторые сторонники
вредного учения, которому вы не позволили распространиться и закрыли уши,
боясь, что осквернится ваш слух; мне стало известно, что вера - ваш
проводник, а любовь - путь, который ведет вас к Богу... Молитесь также о
тех, кто все еще не может освободиться от гнета идолопоклонства, но нужно
надеяться, что постепенно они сбросят его и всем сердцем прилепятся к Богу.
Скорбите о том, что они живут среди вас, и старайтесь поучать их хотя бы
делами вашими'. Из этого отрывка видно, что ученики апостолов говорят, как и
их учителя. Обратите внимание, какую терпимость предписывает св. Игнатий по
отношению к идолопоклонникам, хотя он был их пленником и едва не принял
мученическую смерть от их рук.
XXXI. Тот же святой, в своем послании к христианам Трал-леса, пишет:
'Заклинаю вас, не ради меня, но ради любви Иисуса Христа, вкушайте лишь
христианскую пищу и отвергайте плоды, отравленные ересью. Те, кто ею
заражен, ухищряются прикрывать именем Христа свои заблуждения, легко входят
в доверие и бывают в почете среди народа. Они обманывают подобно тем, кто
дает отраву под видом сладкого и приятного напитка, заставляя с упоением
выпить то, что должно принести смерть. Остерегайтесь этих опасных учителей и
знайте, что единственное средство избежать их уловок - никогда