Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

не

лишились судьи, который выслушал бы эти апелляционные дела, мы решили, что

означенный архиепископ Иньиго в делах инквизиции еретической испорченности

против подчиненных его церковной юрисдикции может применять свою юрисдикцию

сколько раз придется вместе с вышеназванными инквизиторами не сам лично, а

через своего церковного судью. Апелляционные дела, которые этому церковному

судье случится представить в дозволенных законом случаях, он, как

апостольский уполномоченный, может выслушивать, расследовать и должным

образом заканчивать, в силу нашего послания, пока он призван им к этому делу

инквизиции.

Сверх того мы отменили все вообще и в частности привилегии, дарованные

нами и апостольским престолом крещеным евреям или происходящим от еврейских

предков касательно примирений и отречений от ереси, произведенных не по

законной форме. Это полнее изложено в особом вышеозначенном послании нашем,

смысл коего мы точно передаем в настоящем.

Когда же до нашего сведения дошли серьезные опасения граждан и жителей

города Севильи и его епархии, как бы в задержанных и порученных делах этого

рода строгость не перешла границ закона, и ввиду этого не безопасен доступ к

ведению этих дел; что, хотя очень многие из граждан обоего пола из города

Севильи и его епархии (которые и были найдены виновными в преступлении ереси

и отступничества, и ославлены), искренне обратившись, получили разные

послания отпустительные, оправдательные, восстановительные и содержащие

нечто другое, необходимое в этих обстоятельствах, выданные либо нашим

епитимийным судом, либо с нашего особого и специального одобрения, причем

некоторые из них были выпрошены как подлежащие исполнению в римской курии и

вне ее, а некоторые остаются еще нерешенными. Однако, несмотря на это,

инквизиторами и благочинным или его уполномоченными против лиц, получивших

отпущение или в силу этих посланий могущих и долженствующих получить

отпущение и восстановление в правах, тянется до сих пор процесс, и он

ведется ежедневно, к позору получивших отпущение или долженствующих получить

его и кающихся, причем несколько статуй с их именами было сожжено светским

судом. Итак, принимая во внимание, что, при содействии божественной

благодати, как и раньше, так особенно в настоящее время, в римской курии

находится очень много людей, искусных во всех науках, а особенно в

богословии, каноническом праве и других областях знаний, преимущественно

апостольского дворца, которые могут благоразумно, точно, осторожно и

проницательно все понять, рассмотреть, разобрать, справедливо и

беспристрастно регулировать, мудро обсудить, решить и умело определить, и

уврачуют нашу совесть, так как нашу душу волнуют как эти дела, так и

некоторые другие, - мы, по собственному побуждению (motu proprio), (не по

просьбе, принесенной гражданами или кем другим, но по нашей исключительно

воле), желая примешать к строгости милость, получив точное извещение,

апостольской властью по смыслу настоящего послания снова поручаем все вообще

и в частности дела по апелляциям на притеснения, поступившие в означенную

курию относительно образа действия инквизиции еретической испорченности,

жалобы на ее судей, нами отклоненные, в том состоянии, в каком дела

находились у них или у судей по этим отклоненным жалобам, - снова поручаем

для ведения, выслушания, решения и окончания должным образом. При этом все,

что этими судьями в означенных делах было решено, сделано и проведено

судебным порядком, хотя бы они дошли до окончательного приговора или подошли

к решению и определению, мы по собственному побуждению и своей властью

подтверждаем и одобряем, так как они по справедливости постановлены,

восполняя все недостатки права и факта, если таковые встретятся. Также по

собственному побуждению, ведению и власти мы постановляем, решаем и

объявляем и равным образом подтверждаем, что послания епитимийного суда по

делам ереси и отступничества, до сих пор выданные и которые будут выданы

впредь, никоим образом не подлежат и не должны подлежать отмене; что они и

все их последствия имеют силу и должны во всем пользоваться полнотою силы в

равной степени, как если бы они были выданы за нашей печатью.

Иногда позор публичного покаяния доводит заблуждающихся до полного

отчаяния, так что они предпочитают