Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

они принадлежат

к христианам и могут пользоваться таинствами церкви и другими благодеяниями

ее; и даже после осуждения (признают ли они или отрекутся от ереси, в

которой их обвинили), если они раскаются в ней и пожелают стать настоящими

христианами. Если они отрекутся, говоря, что не впадали в ересь, и пожелают

исповедаться и причаститься, нельзя отказывать им в исповеди и причастии,

хотя бы их присудили к сожжению, так как Бог знает правду, и никому нельзя

отказывать в средствах к спасению, а особенно в исповеди и причастии, так

как возможно, причащаясь, очутиться на Небе, а не причащаясь - в аду, как

говорят многие богословы. Итак, чем мы искупим то, что вследствие

недопущения кого-либо к причастию он пойдет в ад, тогда как каждый из нас

обязан любить своего ближнего, как самого себя, под страхом вечной смерти? А

любовь состоит главным образом в заботе о спасении. Господь наш Иисус

Христос говорит, что тот наш ближний (мужчина или женщина), кто нуждается в

благодеянии, которое мы можем ему оказать. В силу этого ни одному

осужденному на смерть нельзя отказывать в святейшем таинстве тела Господа

нашего Иисуса Христа, хотя бы он был осужден за ересь инквизицией. Поэтому

приказано, чтобы впредь во всех тюрьмах инквизиции имелась капелла, где

служилась бы ежедневно обедня; чтобы заключенные слушали обедню, по крайней

мере, по воскресеньям и праздникам и ежедневно, когда пожелают; и чтобы они

исповедовались и причащались Великим постом и в праздник Пасхи у ученых

священников, и каждый раз, как пожелают, потому что, если они хорошие

христиане, они станут лучше и, если имеют некоторые заблуждения, избавятся

от них и исправятся.

Главной целью содержания в тюрьме святой инквизиции является [желание]

из плохих христиан сделать хороших, а из хороших - лучших; так как

служителям инквизиции более желательно спасать, чем осуждать. Хуже осудить

невинного, чем оправдать виновного; так как, хотя невиновный страдает, терпя

[кару] безвинно, не остаются без наказания ни в этой жизни, ни в вечной

виновники его осуждения и те, которые могли его спасти и из-за отсутствия

любви не спасли, но скорее постарались осудить его, чтобы он потерял

имущество, или из-за других целей, которые ведает Бог. Все ясно узрится в

день Суда, когда откроются пред миром добрые и злые дела и добрые и злые

помышления и намерения, побуждавшие к тем или иным поступкам, так что никто

не сможет утаиться или солгать, поскольку совесть каждого все

засвидетельствует при выходе души из тела и даже раньше выхода, и каждый

увидит, возможно ли его помилование, когда нельзя будет исправиться и

уврачеваться, и всем воздается за хорошие и дурные дела наши. Теперь, пока

живем, мы имеем время до смертного часа, который неведомо когда наступит,

так как никто не знает определенного срока. Оправдание виновного по закону

не опасно, если не было достаточных улик или по другим обстоятельствам,

встретившимся в процессе, так как оправдавший сделал то, что было должно,

стремясь иметь основание считаться хорошим христианином, да и законы этого

желают, склоняясь более к оправданию, чем к осуждению.

Хороший судья должен желать, чтобы обвиняемый не совершил проступка или

проступков, в которых его обвиняют, и беспристрастно стремиться узнать

правду. При сомнении он должен скорее оправдать, и по милости Божией может

статься, что обвиняемый, хотя являлся плохим христианином, но, будучи

оправдан за недоказанностью его проступка, станет потом очень хорошим

христианином. Если же он будет плохим, он не преминет заплатить за свое

злодеяние в этой жизни или в будущей, где его ждет более сильная кара, и

поэтому преступник не останется без наказания, хотя бы не было доказано

совершение им проступка. Однако, когда судья констатирует, что кто-либо

совершил злодеяние, и не накажет его, он грешит смертно, и в этом случае

происходят оскорбление Бога, гибель душ и большой ущерб для государства, так

как наказанием преступника многие вразумляются. Поэтому большая жестокость в

том, чтобы под предлогом милосердия не наказывать преступника строго, но

человеколюбиво, так как это становится причиной многих бедствий. Об этом

возникла на совещании продолжительная беседа. Мне было радостно

присутствовать при этом (сказал король Пруденциан), так