В других случаях причиной
болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или
потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее
болезнью.
Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между
сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере
бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания.
Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят
выраженно прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного
с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями.
Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно
реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь
больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему
необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства
страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок,
искаженного представления о реальности. Его задача - привести
человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к
полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей.
Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и
приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный
психосинтез.
Что касается второй группы недугов, то задача внутренней
гармонизации - лечения - состоит в том, что новые духовные энергии
были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь
идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего центра.
Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой
группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа.
Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о возможностях
духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить
трудности. Такой врач способен обесценить или осмеять неуверенные еще
духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые фантазии или,
в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент придет к
выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью
игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится,
борьба - обострится, освобождение - замедлится.
Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития или,
по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную
помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в
стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений,
утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей
реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и
теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его
страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. И
это явится сутью лечения.
Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути,
чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных
полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели
его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его
грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох
состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих
спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не
подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции,
то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он
обязательно выйдет из него.
На четвертой стадии, когда человек попадает в 'яму' на пути
восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она
разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл
его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной
ситуации; во-вторых, показать, как человек может управлять глубинными
влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в-третьих, помочь
в преобразовании и использовании собственных психических энергий;