о тебе - охранять тебя на всех
путях твоих.
На руках понесут тебя, да не преткн°шься о камень ногою
твоею'.
По всему миру распространено сходное понятие о духовных
опекунах, - оно имеет место даже в обществах, в которых,
полностью отсутствует вера в то, что мы называем Ангелами.
Функция этих опекунов во многих случаях близка к функции
традиционных Ангелов. Они охраняют своего подопечного, и в
некоторых культурах также считают, что они даны человеку с
момента его рождения. Эти духовные опекуны по-разному
обнаруживают сво° присутствие: часто люди говорят о каких-то
проявлениях интуиции; иногда им являются видения; иногда они
слышат голоса.
Самым известным способом вызвать духа-хранителя считают
'проверку на видение', которую проходят определ°нные индейские
народы в Америке. В этих обществах стандартным компонентом
ритуала посвящения в мужчину является ритуальная проверка
способности к 'откровению' (в форме сна или видения) из
духовного мира. Считается, что во время такого 'откровения'
юноша, наконец, ощутит сво° предназначение, что поможет ему
выбрать занятие во взрослой жизни. Эти ритуалы иногда включают
пребывание на природе, где испытуемый постится или выполняет
ещ° какие-либо действа, способствующие видениям. Во время этих
видений испытуемые часто приобретают духовных помощников,
которые могут принимать форму животных, умерших
родственников или олицетворять силы природы. Такая встреча с
духом-хранителем может рассматриваться как установление
совершенно новых отношений или осознанное признание
отношений, существовавших с момента рождения.
Шаманы (лекари или религиозные деятели в первобытных
обществах), которые могут узнавать о сво°м предназначении во
время ритуального посвящения в мужчину или, позднее, при личной
встрече с Потусторонним миром, часто имеют много духовных
помощников. Эти помощники представлены широким диапазоном -
от духов животных до духов умерших шаманов. Что касается
животных (в современной терминологии 'животные, дающие
власть'), отношения с ними могут быть тотемическими, то есть в
характере испытуемого или шамана каким-то образом присутствуют
черты животного. Другими словами, человек, хранимый духом орла,
сам становится 'подобным орлу', хранимый духом медведя -
'подобным медведю'.
В частности, существует корреляция между духами-хранителями
шаманов и традиционными Ангелами-хранителями. В той степени, в
какой эти помощники рассматриваются как связующее звено между
шаманами и Высшими духами, они действуют как настоящие
Ангелы (чьей отличительной характеристикой является роль
посланника).
В политеистических религиях, таких, как религия Древнего
Египта, грань между богами и Ангелами была почти незаметна, и
крылатые существа были весьма популярны. Например, Исис -
защитница, девственница, мать - выступает как Ангел. Она
простирает свои крылья над спящими, чтобы объединить их в вере, а
возможно, чтобы скрыть свою роль - Ангела смерти.
Бог Гор изображается как сокол, или как мужчина с головой
сокола, иногда имеющий в качестве символа солнечный диск. Одно
из наиболее важных его проявлений - в виде Гора Бехдетского,
представляющего собой солнечный диск с крыльями сокола: эту
фигуру часто вырезали на дверях храмов. Богиня Нут представлена в
виде женщины с расправленными или сложенными крыльями, на
голове - изображение иероглифа, означающего е° имя. Иногда е°
изображают как женщину с удлин°нным телом, согнувшуюся так,
что е° руки касаются земли. Нут - богиня Неба и спутница Геба.
Тот элемент смертных, который избегал смерти, назывался
словом 'ba', т.е. душа. Изображаемая как птица с человеческой
головой, ба была живой силой, которая могла покинуть м°ртвое тело
и путешествовать вне гробницы по своему желанию, посещая места,
любимые усопшим при жизни. Периодически ба возвращалась в
усыпальницу, чтобы подкрепиться подношениями.
Мысль об уникальных Ангельских существах, вероятно, возникла
под влиянием египетских, шумерских, вавилонских и персидских
преданий о сверхъестественных существах. Это взаимодействие
идей и привело к появлению знакомого образа крылатого
посланника Божьего. Например, в Халдее Михаил считался Ангелом
Страшного Суда и 'весовщиком душ' и как таковой считался
потомком Анубиса - божества с шакальей головой, который
взвешивал сердца умерших, когда племена Израилевы были в плену
в Египте. Анубис отождествлялся с Сириусом - Собачьей Звездой,
самой важной Звездой на египетском небе. В качестве