место. Если вс° должно
уничтожиться, смерть будет подобна одной из редких ночей,
проводимых нами без сновидений и без осознания самих себя.
Но если смерть есть только перемена существования, переход
в место, где м°ртвые должны соединиться, какое счастье
встретить там тех, которых мы знали! Моим самым большим
удовольствием было бы изучать вблизи обитателей этого
места и, как и тут, отличать среди них действительно мудрых
от тех, которые только считают себя таковыми. Но время
нам расстаться: мне - чтоб умереть, а вам - чтобы житьv.
Слова Сократа,
обращ°нные к его судьям
По Сократу, люди, жившие на земле, встречаются после смерти и
узнают друг друга. Утверждение о перерождении показывает нам их
продолжающими отношения, в которых они были, здесь также
всегда имеет место определ°нная кармическая связь; так что смерть
является не перерывом, не прекращением жизни, а переходом в
другое состояние без разрыва связи отношений.
? LНикогда не следует воздавать несправедливостью за
несправедливость и причинять зло кому бы то ни было, как
бы ни был не прав тот человек относительно нас. Немногие,
однако, примут это правило, и люди, разделяемые местью,
должны только презирать друг другаv.
Здесь мы видим подтверждение того же правила. Мстительным
может быть лишь человек, не принимающий во внимание вечные
законы. Такие как закон кармы.
? LПо плодам узнают дерево. Надо судить о каждом поступке по
его последствиям: называть его хорошим, если от него
происходит добро, и дурным, если он рождает злоv.
Это и является основным принципом. Благим призна°тся
действие, приносящее благие плоды, а дурным - дурные плоды.
LНет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет
худого дерева, которое приносило бы плод добрый.
Ибо всякое дерево позна°тся по плоду своему; потому что не
собирают смокв с терновника, и не снимают виноград с кустарника.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит
доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит
злое; ибо от избытка сердца говорят уста егоv.
Евангелие от Луки,
Глава 6, ст. 43-45
? LСамые прекрасные молитвы и самые прекрасные жертвы
менее угодны Божеству, чем добродетельная душа,
стремящаяся Ему уподобиться. Было бы очень тяжело, если
бы боги оказывали больше внимания нашим жертвам, чем
нашей душе; таким образом, наиболее виновные могли бы
умилостивить их. Но нет, действительно справедливы и
мудры только те, которые своими мыслями, словами и
поступками отдают то, что они должны богам и людямv.
Бога нельзя обмануть. Нельзя обмануть и существ, нам
помогающих. Они читают в наших сердцах. И лишь истинные
благородные побуждения могут привести к совершению добрых
поступков. Ваша доброта, ваша любовь к ближним - это то, что
происходит из вашего внутреннего состояния, из вашего
переживания опыта.
Они видят вашу сущность. И, реальным планом существования
для них является уровень существования вашей души.
? LЯ называю порочным человеком того пошлого любовника,
который любит тело больше души. Любовь - всюду в
природе, приглашающей нас упражнять наши способности;
е° находят даже в движении зв°зд. Любовь украшает природу
богатыми коврами; она разукрашивает себя и избирает себе
жилищем те места, где находит цветы и аромат. Вс° та же
любовь да°т мир людям, спокойствие морям, тишину ветрам
и силы страданиюv.
Любовь, долженствующая соединять людей братскими узами,
имеет большее значение в теории Платона, чем всеобщая любовь,
как закон природы. Сократ же сказал, что Lлюбовь - не Бог, не
смертный, но великий демонv, т.е. великий Дух, управляющий
всеобщей Любовью. Эти слова, главным образом, послужили его
осуждению.
Вселенская Любовь, Любовь, как безграничное чувство - есть
нечто большее, чем Любовь земная. Это гораздо более тонкое
чувство, приносящее гораздо более тонкое и сильное наслаждение,
возникающее в безграничной свободе Бытия. Некто, однажды
испытавший на себе, ощутивший прикосновение Вселенской Любви,
не сможет больше понять прелестей любви земной.
? LДобродетели нельзя научиться: она является даром Бога для
тех, кто ею обладаетv.
Обладающий добродетелью приобретает е° своими усилиями во
время последовательных существований, понемногу освобождаясь
от недостатков. Это плод его опыта, плод его переживаний и работы
над собой.
Ваша добродетель как и ваша дисциплина должны происходить
изнутри вашего существа. Поэтому добродетели нельзя научиться.
Нельзя