Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

египетского

бога подземного мира, Анубис ассоциируется с индо-европейским

богом Гермесом, особенно в его роли психопомп - проводника душ.

Понятие об ангелах как таковых вновь стало модным в двух

разных субкультурах - современном евангелистском протестантизме

и современной субкультуре метафизики Нью Эйдж. В рамках

евангелизма возрождению интереса способствовала вышедшая в

1975 году книга известного проповедника Билли Грэхэма 'Ангелы'.

Эта книга, как и многие другие, написанные на волне интереса к

этой теме, исследовала природу и предназначение Ангелов.

Подобные работы являются истинно библейскими путеводителями

по миру Ангелов и полны историй о личных встречах с Ангелами,

что вполне укладывается в общую схему ангелологии.

Авторы-евангелисты обычно соглашаются с теорией, гласящей,

что христианский Бог создал Ангелов (прич°м бесчисленное

множество), прежде чем создал Вселенную. Война на небесах

привела к тому, что Сатана и его последователи были изгнаны с

небес. Люди были созданы позже, по образу Божьему, но по рангу

они были ниже ангелов. Посланники Слова Божьего, добрые

Ангелы, служат и Богу, и человеку, тогда как злые Ангелы служат

сатане и его целям. Бог помогает человеку в минуты его душевных

конфликтов с помощью множества Ангелов-служителей, которые

оказывают нам незримую помощь.

Существующая в лоне христианства наука об Ангелах

объединяет в себе более глубокие теории или исследования,

посвящ°нные Ангелам. Как, например, рассуждения Фомы

Аквинского.

В средние века, с появлением библейских повествований об

Ангелах, в западной христианской ангелологии появились два

направления.

Первое, основанное на псевдопиграфических писаниях (таких как

'Книга Еноха', например), характеризовалось сосредоточением на

достоинствах конкретных Ангелов, как злых, так и добрых.

Другие отличались философскими рассуждениями по таким

вопросам: имеют ли Ангелы тела, каковы функции разных хоров

ангельской иерархии, разработанной Дионисием-Ареопагитом.

Типичным примером второго направления является систематическое

описание Ангелов Фомой Аквинским в 'Summa Theologiae'.

История интереса к Ангелам со стороны метафизиков и

причисляющих себя к новому течению Нью Эйдж начинается в

оккультистском движении 19-го века - теософии. Хотя термин

'теософия' имеет несколько значений, в современном смысле он

относится к особому синтезу идей, характерному для 'Теософского

общества', основанного в 1875 году в Нью-Йорке. Теософия

разработала сложный взгляд на Вселенную, в рамках которого

довольно сложно обрисованы происхождение, эволюция и конечная

судьба человечества. Подобно древним гностикам, своим

предшественникам, теософы населяют космос бесчисленными

духовными существами. Крупный класс таких существ назван

теософами дивами, что на санскрите означает индуистского или

буддистского полубога. В рамках теософии дивы признаются

примерно равными Ангелам, хотя они выполняют более широкие

функции, чем христианские Ангелы. В частности, дивы

контролируют природные силы и отвечают за строительство форм

на духовном, также как и на физическом уровнях.

Т.е., другими словами, считалось, что существа одного порядка с

дивами - от элементарных до Архангелов - создают модель и

обеспечивают деятельное существование разнообразных форм,

проявляющихся, как ощутимые материальные объекты. Эти модели

включают вс°: от растений и горных систем до тел животных и

людей. Таким образом, обе формы духовной эволюции - от

минерала до человека, и выше, и от элементарного духа до дивы, и

выше, -

'взаимозависимы в структуре всех жизненных проявлений. Их

взаимосвязь переплетается на самом глубоком уровне создания'.

Блум

Дивы делают свою работу повсюду вокруг нас, как считалось в

кругу теософии, а мы даже не подозреваем об этом. Объяснялось это

разными темпами вибрации: дивы обычно невидимы для нас,

поскольку они существуют на более высоком, недоступном для

наших ощущений уровне вибраций, как, например ультразвук, не

слышимый человеческим ухом.

Селение Финдхорн в Северной Шотландии стало широко

известно в кругах последователей Нью Эйдж и среди метафизиков,

благодаря их эксперименту по выращиванию огорода, к которому

они пытались привлечь див. В частности, повышенное внимание к

дивам, управляющим природой, привело к тому, что многие стали

недооценивать важность других типов див, например, тех, которые

являются Ангелами-хранителями отдельных людей или целых

народов.

Термин 'метафизический'