египетского
бога подземного мира, Анубис ассоциируется с индо-европейским
богом Гермесом, особенно в его роли психопомп - проводника душ.
Понятие об ангелах как таковых вновь стало модным в двух
разных субкультурах - современном евангелистском протестантизме
и современной субкультуре метафизики Нью Эйдж. В рамках
евангелизма возрождению интереса способствовала вышедшая в
1975 году книга известного проповедника Билли Грэхэма 'Ангелы'.
Эта книга, как и многие другие, написанные на волне интереса к
этой теме, исследовала природу и предназначение Ангелов.
Подобные работы являются истинно библейскими путеводителями
по миру Ангелов и полны историй о личных встречах с Ангелами,
что вполне укладывается в общую схему ангелологии.
Авторы-евангелисты обычно соглашаются с теорией, гласящей,
что христианский Бог создал Ангелов (прич°м бесчисленное
множество), прежде чем создал Вселенную. Война на небесах
привела к тому, что Сатана и его последователи были изгнаны с
небес. Люди были созданы позже, по образу Божьему, но по рангу
они были ниже ангелов. Посланники Слова Божьего, добрые
Ангелы, служат и Богу, и человеку, тогда как злые Ангелы служат
сатане и его целям. Бог помогает человеку в минуты его душевных
конфликтов с помощью множества Ангелов-служителей, которые
оказывают нам незримую помощь.
Существующая в лоне христианства наука об Ангелах
объединяет в себе более глубокие теории или исследования,
посвящ°нные Ангелам. Как, например, рассуждения Фомы
Аквинского.
В средние века, с появлением библейских повествований об
Ангелах, в западной христианской ангелологии появились два
направления.
Первое, основанное на псевдопиграфических писаниях (таких как
'Книга Еноха', например), характеризовалось сосредоточением на
достоинствах конкретных Ангелов, как злых, так и добрых.
Другие отличались философскими рассуждениями по таким
вопросам: имеют ли Ангелы тела, каковы функции разных хоров
ангельской иерархии, разработанной Дионисием-Ареопагитом.
Типичным примером второго направления является систематическое
описание Ангелов Фомой Аквинским в 'Summa Theologiae'.
История интереса к Ангелам со стороны метафизиков и
причисляющих себя к новому течению Нью Эйдж начинается в
оккультистском движении 19-го века - теософии. Хотя термин
'теософия' имеет несколько значений, в современном смысле он
относится к особому синтезу идей, характерному для 'Теософского
общества', основанного в 1875 году в Нью-Йорке. Теософия
разработала сложный взгляд на Вселенную, в рамках которого
довольно сложно обрисованы происхождение, эволюция и конечная
судьба человечества. Подобно древним гностикам, своим
предшественникам, теософы населяют космос бесчисленными
духовными существами. Крупный класс таких существ назван
теософами дивами, что на санскрите означает индуистского или
буддистского полубога. В рамках теософии дивы признаются
примерно равными Ангелам, хотя они выполняют более широкие
функции, чем христианские Ангелы. В частности, дивы
контролируют природные силы и отвечают за строительство форм
на духовном, также как и на физическом уровнях.
Т.е., другими словами, считалось, что существа одного порядка с
дивами - от элементарных до Архангелов - создают модель и
обеспечивают деятельное существование разнообразных форм,
проявляющихся, как ощутимые материальные объекты. Эти модели
включают вс°: от растений и горных систем до тел животных и
людей. Таким образом, обе формы духовной эволюции - от
минерала до человека, и выше, и от элементарного духа до дивы, и
выше, -
'взаимозависимы в структуре всех жизненных проявлений. Их
взаимосвязь переплетается на самом глубоком уровне создания'.
Блум
Дивы делают свою работу повсюду вокруг нас, как считалось в
кругу теософии, а мы даже не подозреваем об этом. Объяснялось это
разными темпами вибрации: дивы обычно невидимы для нас,
поскольку они существуют на более высоком, недоступном для
наших ощущений уровне вибраций, как, например ультразвук, не
слышимый человеческим ухом.
Селение Финдхорн в Северной Шотландии стало широко
известно в кругах последователей Нью Эйдж и среди метафизиков,
благодаря их эксперименту по выращиванию огорода, к которому
они пытались привлечь див. В частности, повышенное внимание к
дивам, управляющим природой, привело к тому, что многие стали
недооценивать важность других типов див, например, тех, которые
являются Ангелами-хранителями отдельных людей или целых
народов.
Термин 'метафизический'