с более
крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех Архангелов
чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.
Ангелы представляют самый низший чин иерархии, который
общается непосредственно с людьми. Слово 'ангел' образовалось от
греческого 'ангелос', что означает 'посланник', и передача
посланий является основной функцией ангелов. Появившиеся во
многих древних культах и традициях, Ангелы получили широкое
распространение в западной семье религий - иудаизме, христианстве
и исламе, там, где Бог считается настолько возвышенным, что сам не
вмешивается в дела земные, ну в большинстве случаев, по крайней
мере.
В западных религиях ангелы - это исключительно добрые
создания. Им противостоят злые духи, или демоны, которые иногда
являются 'падшими ангелами', восставшими против Бога и
изгнанными за это с небес. К средним векам, согласно Кабалле,
число ангелов, обитающих вблизи земного царства, достигло своего
пика и составило 301 655 722. Из этого чина выделились существа,
известные как Ангелы-хранители, в задачу которых входило опекать
и охранять вверенных их заботам людей. Согласно Талмуду, при
рождении каждому еврею да°тся одиннадцать тысяч Ангелов-
хранителей. По христианским понятиям, каждому человеку при
рождении да°тся два Ангела:
'один для правой руки, вдохновляющий на добрые дела, и один для
левой, подталкивающий ко злу'.
У славян же было признано наличие тр°х Ангелов: один, который
приводит человека в этот мир, другой, что вед°т его по жизни, и
третий, который будет сопровождать его после смерти в мир иной.
Несмотря на популярность схемы Дионисия, многие мыслители
предложили свои схемы. Иногда они имели лишь несущественные
отличия, как, например, у Данте, который поменял местами
Архангелов и начала. Другие схемы совершенно отличны, даже по
названиям тех или иных уровней. В 'Зогаре', например, мы находим
следующую иерархию в нисходящем порядке:
Малахим
Ерелим
Серафим
Хейот
Офаним
Хамшалим
Елим
Елохим
Бене Елохим
Ишим
Гюстав Дэвидсон в приложении к своему 'Словарю Ангелов'
описывает 13 таких систем и упоминает ещ° несколько. Несмотря на
такое множество схем, почти в се современные авторы, пишущие об
Ангелах, за явным исключением тех, кто придерживается
традиционных иудаистских и исламских позиций, ссылаются
исключительно на схему Дионисия. Даже такой неортодоксальный
автор, как Рудольф Штайнер, строит свою схему более или менее
точно по Дионисию.
Рудольф Штайнер (1861-1925 гг.), основатель теософской
раскольнической группы 'антропософское общество', родиося в
Кролевиче (австро-Венгрия). Выдающийся уч°ный и философ,
Штайнер вн°с оригинальный вклад во многие отрасли науки.
Больше всего его помнят, возможно, как основателя вальдорфской
образовательной системы. Он развил теософские учения о дивах,
или Ангелах, в одну из наиболее сложных систем в оккультной
литературе, которая, однако, гармонично соотносится, в частности с
системой описания древних славян, а также, с некоторыми
признанными средневековыми мистиками из среды христианства. В
ряде сходных систем можно назвать подразделение, привед°нное
Эммануилом Сведенборгом, которому изложенные знания, по
упоминанию, были преданы самими небесными существами.
Штайнер рассматривал человечество как микрокосм внутри
макрокосма Вселенной, чьи секреты могут быть открыты пут°м
исследования 'акашических записей', своего рода библиотеки в
нефизической сфере. Он утверждал, что многое из того, чему он
учит, было получено прямо из этих записей. Согласно его
интерпретации человеческой эволюции, человечество утратило свои
первоначальные духовные и сверхчувствительные способности при
нисхождении к 'материальной плоскости'. Штайнер разработал
свои собственные идеи реинкарнации и кармы, согласно которым
некоторые духи, или в нашем изложении Ангелы, существующие в
высших 'плоскостях', постоянно взимодействуют с человеческими
созданиями и поощряют их продвижение к духовному
самоосознанию, тогда как другие 'демоны', являющиеся
воплощениями зла, хотят, чтобы люди сохранили привязанность к
материальному миру.
Штайнер взял традиционную иерархию чинов, первоначально
изложенную Псевдо-Дионисием Ареопагитом, и адаптировал е° к
свей теософской схеме. Традиционно Ангелы делятся на девять
чинов, сгруппированных в три иерархии. Штайнер перераспределил
их следующим образом:
Первая иерархия:
Духи Любви
Духи Гармонии
Духи Воли
Вторая иерархия:
Духи Мудрости
Духи Движения
Духи