ритуалах. Говорилось даже,
будто Ангелы обучили смертных Кабалле, чтобы указать им путь
назад к Богу.
Но такие соответствия существовали, конечно же, не только в
Кабалле.
Когда в Европе в средние века Ангелы расплодились во
множестве, их по-прежнему считали слугами Божьими, но уже
выполняющими различные специфические функции. Такая
специализация неизбежно повлекла за собой установление
ассоциаций между Ангелами и конкретными явлениями, наподобие
ассоциаций между явлениями и планетами. Поэтому вполне
естественно звучало заявление о том, что Ангелы управляют теми
или иными вещами и действиями. Поэтому есть Ангелы,
управляющие ветром, разными планетами, и даже любовью.
В древние времена язык соответствий бы универсальным языком
символов, с помощью которых возможно было интерпретировать
любые мыслимые явления. Ещ° во времена римской империи дни
недели соотносились с традиционными планетами: Солнце, Луна и
пять планет, видимых невооруж°нным глазом.
Понедельник управляется Луной,
вторник - Марсом,
среда - Меркурием,
четверг - Юпитером,
пятница - Венерой,
суббота - Сатурном и
воскресенье - Солнцем.
В древние времена считалось, что если выполнять действия,
контролируемые определ°нными планетами в соответствующие
этим планетам дни, результат действий будет усилен: например,
управляемая Меркурием среда хороша для написания и отправки
писем, поскольку этим действиям покровительствует Меркурий.
В более поздней европейской истории почти с любым событием
каждодневной жизни стали ассоциировать Ангелов, и считалось, что
существует множество Ангелов, каждый из которых контролирует
какое-либо событие или отвечает за какие-либо действия. Также как
в астрологии по принципу соответствий считалось, что у каждого
дня недели существует свой покровитель.
У Воскресенья - Михаил.
У Понедельника - Гавриил.
У Вторника - Самаэль.
У Среды - Рафаил.
У Четверга - Сахил.
У Пятницы - Анаил.
У Субботы - Кассиль.
Воскресенье
Михаил, чь° имя означает 'тот, который как Бог', - Ангел,
управляющий воскресеньем, дн°м ассоциируемым с Солнцем. В
астрологии Солнце управляет знаком Льва, что указывает на то, что
у них есть общие черты. Лев - знак царя, первого лица в стране, т.е.
лица, управляющего государством и обеспечивающего соблюдение
справедливости. Такое описание идеально подходит к Михаилу,
который, в частности, в постбиблейских еврейских, христианских и
исламских писаниях занимает наивысшее положение среди всех
Ангелов. Будучи Ангелом Страшного суда, 'взвешивающим души',
он обеспечивает справедливость. Кроме того, Михаил является
начальником над архангелами и возглавляет чин силы.
Понедельник
Ангелом и архангелом для понедельника, связанного с Луной,
является Гавриил, чь° имя означает 'Бог есть моя сила'. В
астрологии Луна связана с женщинами и деторождением; она также
олицетворяет принцип созидания в интеллектуальном плане, т.е.
рождение мысли. Таким образом, между Гавриилом и Луной
просматривается явная связь, поскольку Гавриил, главный
посланник к человечеству, объявил Деве Марии о зачатии ею
Христа, а Мухаммед утверждал, что именно Гавриил продиктовал
ему Коран, дав тем самым рождение новой религии.
Вторник
Самаэль управляет вторником - дн°м, связанным с Марсом. В
астрологии Марс ассоциируется с агрессией, конфликтами и
эмоциональной страстью, а также физической мощью. Самаэль, чь°
имя образовано от соединения двух слов 'sam' (яд) и 'el' (ангел), в
раввинской литературе - Ангел смерти, князь демонов и колдун. В
'Пирке Рабби Елиэзер' именно он, в обличье змея, искушал Еву,
соблазнил е° и стал отцом Каина. В книге 'Зогар' именнос Самаэлем
борется Иаков в Пенуэле.
В 'Золотой легенде' Лонгфелло Иуда Искариот объясняет
раввину, почему собаки воют по ночам:
'Сказано в книге раввинов.
Собаки воют, когда с ледяным дыханием.
Великий Самаэль, Ангел Смерти.
Пролетает над городом'.
Среда
Рафаил, 'сияющий, который лечит', управляет средой,
ассоциируемой с Меркурием. Занятия, которым покровительствует
планета Меркурий - это путешествия и связь. Согласно Софии
Бернхэм и е° 'Книге Ангелов', Рафаил особо заботится о
пилигримах - не только путешественниках в буквальном смысле
этого слова, но и тех, кто общается с Богом, т.е. направил к Нему
свои мысленные стопы. Он изображается с посохом, в сандалиях, с
котомкой через плечо и с походным сосудом для воды. В 'книге
Товита' Рафаил выступает как компаньон и наставник его сына
Товии, открываясь