атрибуты, и которая, соответственно может быть видима
различными людьми как определ°нная константа.
Священное писание не да°т прямого ответа на этот вопрос. В
некоторых стихах, например, Послание к Евреям 1:14, Ангелы
называются 'духами', что предполагает их бестелесную природу,
позже приписанную им известным мыслителем 13-го века Фомой
Аквинским; в других стихах они описаны так, будто имеют некое
телесное воплощение.
В Евангелии от Луки (20:36) Иисусу приписываются слова о том,
что после воскрешения мы все будем 'подобны Ангелам'.
Поскольку после воскрешения мы все будем иметь некое
воплощение, как бы сильно трансформировано оно ни было,
утверждение Иисуса подразумевает, что и Ангелы имеют
воплощение. В Псалме (82:6), в Евангелии от Иоанна (10:34-37),
Иисус говорит, что Ангелы имеют природу, подобную нашей и
отличаются только лишь степенью совершенства.
Здесь мы рассматриваем с вами библейские источники поскольку
это именно та сфера, которая наложила свой отпечаток на развитие
нашей системы Ангелов, и которая в частности, сохранила в своих
рамках и сво°м кругу древне-славянские верования и через
католицизм перенесла, правда, в довольно искаж°нном виде, эту
систему, которая уже в наше время получила широкое
распространение в движении Нью Эйдж.
Ориген (185-254 гг.), которого многие считают величайшим
исследователем Библии и самым оригинальным умом периода
формирования церкви, приписывал Ангелам эфемерное, или
невидимое, тело. Это же мнение разделял схоласт Дунс Скотт (1266-
1308 гг.). Фома Аквинский придерживался противоположной точки
зрения. Он утверждал, что, поскольку интеллект выше смысла,
должны существовать некие бестелесные создания, доступные
только интеллекту. Эти бестелесные существа, мол, и есть Ангелы;
посему, Ангелы есть чисто духовные существа, не имеющие тела,
хотя иногда, посещая земное царство, они могут принимать
телесную форму, как, например, в описанном в Священном писании
явлении Ангелов Аврааму (Бытие 18).
Мы с вами уже рассматривали вскользь по ходу некоторые
положения и разъяснения относительно природы Ангелов,
вследствие чего, мы можем сделать свой собственный вывод, что,
поскольку, даже если Ангелы и имеют некую форму, то она
находится не на том уровне восприятия, и вообще не на том уровне,
где могут существовать формы как таковые, в воспринимаемом
нами смысле, а, потому, более тонкие уровни существования,
соответствующие нашей мысли, либо же ещ° более тонкие могут
лишь интерпретироваться нашим умом для возможного восприятия.
Каждое явление или видение Ангела неповторимо, и потому,
нельзя приписывать и какой-то определ°нный цвет одному из
Ангелов или всем Ангелам в целом. Авторитет художников
заставляет некоторых зрителей воспринимать изображ°нных ими
Ангелов как данность, однако, не забывайте, что это лишь
субъективное восприятие и должно рассматриваться как таковое.
Каждый из вас увидит своего Ангела.
В библейском контексте в связи с Ангелами несколько раз
употребляется слово 'белый'. Особенно это бросается в глаза в
пересказе сцен воскрешения в Евангелиях. Вот пример из Матфея
28:2-3:
'И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень,
сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и
сидел на н°м; вид его был как молния, и одежда его бела как снег'.
Существуют некоторые цветовые ассоциации с разными чинами
Ангелов. Однако их следует рассматривать как облегчающий способ
классификации, поскольку в библейской доктрине об этом ничего не
говорится. Большинство тех, кто видел Ангела воочию, говорят, что
самое сильное их ощущение - это ощущение света. Этот источник
света может состоять из многих цветов, с преобладанием белого.
Часто говорится, что, нисходя на землю, Ангел нес°т с собой
часть сияния небес. Этим, вероятно, и объясняется устойчивая
ассоциация с белым цветом, создающим это сияние. Другие,
испытавшие близкое присутствие Ангелов, связывают определ°нные
цвета с определ°нным персонажем. У многих:
? Зел°ный цвет ассоциируется с Рафаилом, - вероятно,
символизирующим его лекарские способности (исцеление
Земли);
? Золотой цвет тесно связан с Гавриилом, - который, возможно,
символизирует и усиливает смысл его божественных посланий;
? Михаил часто изображается оттенками голубого, - возможно, это
показывает его близость к небесам, а возможно, это отображает
нам°к на петушиные перья, нередко связываемые с этим
персонажем.
'Так как свет, купая все создания