Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

и

вплоть до правления папы Григория Великого (590 г.). Современные

представления об Ангелах расцвели во времена Св. Бернарда из

Клерво (умер в 1153 г.). В 1259 г. Св. Фома Аквинский, известный

как 'ангельский доктор', проч°л цикл лекций об Ангелах в

Парижском университете. Эти пятнадцать лекций, прочитанные им

в течение недели, были записаны и послужили основой для

христианских представлений об Ангелах на последующие восемь

столетий. В течение всего периода схоластики (с 13-го по 17-й вв.)

теологи изучали природу Ангелов, и почитание Ангелов продолжало

расти, особенно среди доминиканцев, францисканцев и иезуитов.

К концу эпохи Возрождения интерес к Ангелам стал падать, по

мере того как на первый план выходила наука. Мартин Лютер (1483-

1546 гг.) вс° ещ° считал Ангелов своими поводырями, а протестант

Джон Кальвин (1509-1564 гг.) считал рассуждения об Ангелах

тратой времени. Аналогия, напоминающая и теперешнее положение

вещей, когда некоторые представители даже одной и той же церкви

имеют довольно различное мнение о почитании, и даже более того,

о природе, функциях и существовании Ангелов, предпочитая, в

частности, вообще не упоминать о них и, соответственно,

сознательно отказываться от их благой помощи, и от благодарности

за эту помощь, которая, тем не менее вс° же, не смотря ни на что,

существует. И люди получают е° постольку, поскольку милость

Божья - безгранична.

Лишь позднее Эммануил Сведенборг (1688-1772 гг.) создал свои

фундаментальные труды об Ангелах, которые ему,

предположительно, передали сами неземные существа и, которые он

сумел воспринять благодаря ясновидению. Среди его работ такие,

как ''Рай и ад', 'Ангельская мудрость', 'О Божественной любви и

мудрости'. Сведенборг оказал огромное влияние, среди прочих, на

поэта Уильяма Блэйка, Иоганна Вольфганга фон Г°те и философа

19-го века Рудольфа Штайнера.

Католическая Церковь учит, что прежде, чем Бог создал землю, он

создал царство невидимых духов - Ангелов, которые являются

личностями, а не абстрактными силами, и что хотя многие Ангелы

на протяжении веков были наделены именами, единственные имена

Ангелов, которые можно произносить при поклонении им, это два

имени, встречающиеся в Библии, - Михаил и Гавриил; а также

Рафаил, упомянутый в апокрифической 'Книге Тобита'. Четв°ртый

Ангел, Уриил, т.е. 'Бог - свет мой', назван в апокрифической книге

2 'Ездрас'. Мессы и молитвы в честь тр°х названных Ангелов стали

неотъемлемой частью католических обрядов; к Ангелам взывают

молящиеся о выздоровлении больных, при погребении взрослых,

при благословлении жилищ, при чтении литании всем святым.

Среди православных церквей эти три Архангела славятся во время

литургии (обедня и богослужение) и при произнесении специальных

молитв.

Тем не менее, нет никаких сомнений, что Иисус Христос выше

Ангелов; хотя Ангелы и почитаются как вестники Божьи, посланные

им, чтобы помогать нам, и хотя им позволено вечно находиться при

Н°м, христиане не поклоняются им. Кроме того, в разъяснении

направления молитвы напоминается, что христианин, взывая в

молитве ко Святым Ангелам, обращается к ним лишь как к

посредникам между ним и Богом, которые должны передать

прошение молящегося, а также ходатайствовать за него перед Богом

и затем исполнять волю Божью относительно своего подопечного.

Точный смысл почитания Ангелов сформулировал и выразил Св.

Августин:

'...мы славим их добровольно, не по принуждению'.

Хотя это не является частью католической догмы, католики

знают, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, который

защищает его и следит за ним. Ещ° в детстве католики учат

молитву:

'Ангел Божий, охраняющий меня, освяти, присмотри, поддержи

и направь меня, кто вверен заботам Твоим небесным благочестием.

Аминь'.

Отец Эугенио Ферраротти в одном интервью, данном

журналистке, работающей над написанием книги об Ангелах,

рассказывает о том, что сам он неоднократно вступал в контакт со

своим Ангелом-хранителем. На вопрос о том, является ли

существование Ангелов-хранителей официальным учением церкви,

он ответил таким образом:

'Конечно, это элемент веры. В Священном писании Ангелы

упоминаются более тр°хсот раз, и сам Иисус говорит о них.

Умалчивать сегодня о присутствии Ангелов - значит умалять слово

Божие, подвергать его цензуре и неверно толковать'. Он утверждает

также, что Ангелы - это дар Божий, вручаемый в тот момент, когда

Бог вдыхает душу в человека, и остающийся до самой смерти; и

также