Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают

нас, охраняют, направляют и защищают на вс°м пути к нашему

небесному Отцу.

К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение

относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с

ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее

прогрессивные е° члены, в основном же, большинство являются

последователями кем-то строго установленной догмы,

установленной прич°м не Богом, а человеком.

Хотя существование Ангелов является предметом давно

признанным и почитаемым Католической Церковью.

Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-

хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день

Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29

сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у

каждого из тр°х Ангелов, названных в Библии по именам, были свои

дни:

24 марта - День Святого Гавриила

24 октября - День Святого Рафаила

29 сентября - День Святого Михаила

Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим

праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых

традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился

ещ° один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четв°ртого

Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.

Католицизм призна°т, что у каждой страны, города, пос°лка,

деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как

есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и

религиозного института. Согласно этому в книге откровений в

Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи

церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,

Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.

В католической публикации 'святой Михаил и Ангелы'

перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-

хранителей:

? отводить угрозу от тела и души;

? не давать Сатане наш°птывать злые мысли;

? исключать возможности греха;

? освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые

помыслы и желания;

? передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;

? исправлять подопечного, если он согрешил;

? помогать подопечному перенести предсмертные страдания и

сопроводить душу в рай или в чистилище.

В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную

роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в

'Книге Еноха' вед°т за собой войско Ангелов, побеждающее

взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и

изгоняет их в ад, нес°т ответственность за все молитвы и просьбы.

Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,

служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и

Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения

земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь

на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин

из Гиппы писал (400 г. н.э.):

'Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают

нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со

временем попад°м на нашу общую родину'.

Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской

доктрины, она была элементом христианства уже с момента его

зарождения.

Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или

Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских

крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал

монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,

краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него

исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных

нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они

взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля

Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так

присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в

иудаизм.

Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали

свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли

с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских

книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из

зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом

Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их

природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в

дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.

Таким же образом, придя на территорию славян, христианство

восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а

также и перенесло в