подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают
нас, охраняют, направляют и защищают на вс°м пути к нашему
небесному Отцу.
К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение
относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с
ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее
прогрессивные е° члены, в основном же, большинство являются
последователями кем-то строго установленной догмы,
установленной прич°м не Богом, а человеком.
Хотя существование Ангелов является предметом давно
признанным и почитаемым Католической Церковью.
Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-
хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день
Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29
сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у
каждого из тр°х Ангелов, названных в Библии по именам, были свои
дни:
24 марта - День Святого Гавриила
24 октября - День Святого Рафаила
29 сентября - День Святого Михаила
Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим
праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых
традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился
ещ° один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четв°ртого
Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.
Католицизм призна°т, что у каждой страны, города, пос°лка,
деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как
есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и
религиозного института. Согласно этому в книге откровений в
Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи
церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,
Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.
В католической публикации 'святой Михаил и Ангелы'
перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-
хранителей:
? отводить угрозу от тела и души;
? не давать Сатане наш°птывать злые мысли;
? исключать возможности греха;
? освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые
помыслы и желания;
? передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;
? исправлять подопечного, если он согрешил;
? помогать подопечному перенести предсмертные страдания и
сопроводить душу в рай или в чистилище.
В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную
роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в
'Книге Еноха' вед°т за собой войско Ангелов, побеждающее
взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и
изгоняет их в ад, нес°т ответственность за все молитвы и просьбы.
Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,
служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и
Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения
земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь
на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин
из Гиппы писал (400 г. н.э.):
'Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают
нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со
временем попад°м на нашу общую родину'.
Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской
доктрины, она была элементом христианства уже с момента его
зарождения.
Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или
Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских
крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал
монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,
краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него
исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных
нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они
взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля
Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так
присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в
иудаизм.
Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали
свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли
с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских
книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из
зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом
Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их
природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в
дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.
Таким же образом, придя на территорию славян, христианство
восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а
также и перенесло в