Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

Родить, вырастить и воспитать детей она считала

своей святой обязанностью. Отсутствие детей было великим горем

для семьи, Божьей карой. Обращались к шептухам и колдунам,

лечились огн°м, водой и заговорами, ткали или вышивали

соответствующие узоры.

'У чым щчасце селянiна-хлебароба?

Каб была свая зямелька ды каб яна добра радзiла.

Каб была добрая сям'я, дружная, моцная, працавiтая.

Каб раслi здаровыя, паслухмяныя дзецi.

Каб вадзiуся дастатак у хаце, каб на свята была i чарка, i скварка'.

С этим и обращались к своим Богам-покровителям, но и сами

искренне и с самоотдачей трудились. Труд всегда был основой

жизни крестьянина. А смысл этого труда всегда был основой для

художественного творчества.

Наша Беларусь сохранила многочисленные узоры этого

творчества, и сегодня они для нас - неисчерпаемый источник

народной мудрости и жизненного опыта наших предков. За столетия

развития традиционная орнаментика сконцентрировала богатый

опыт наблюдения людей за природой, жизнью, различными

понятными и непонятными им явлениями. И этот опыт мы пробуем

сегодня расшифровать, а по возможности и использовать в нашей

сегодняшней жизни.

Наши предки много трудились, но умели и любили праздновать.

Начало или окончание нового трудового процесса, смена времени

года, значительное событие в жизни отмечались праздниками.

Проходили они весло, шумно, сопровождались разными шутками,

развлечениями, розыгрышами. Звенели песни, лилась музыка, полы

дрожали от танцев.

Празднества обязательно сопровождались различными

красивыми, поэтичными действами и обрядами. Гадали на снегу, на

воде, на кострах и в банях, обсыпались зерном пшеницы или ячменя.

Ходили со звездой, одевались медведем или козою, носили петуха,

надевали разные маски.

По деревням ходили скоморохи с медведями, собаками или

петухами. Странствующий кукольный театр батлейка показывал

сцены рождества Христова или поучительные сюжеты о плохой или

хорошей жене.

Поздней осенью начинали играть свадьбы. Это были целые

спектакли, где так много было музыки, песен, шуток, розыгрышей,

обрядов.

По субботам и воскресеньям устраивались игрища. Собиралась

молод°жь из нескольких деревень, пела, танцевала, шутила,

показывала разные сценки.

Союз труда и веселья можно считать тем основным законом, по

которому жили наши предки.

Годовой цикл включал множество праздников, и рассмотреть их

все попросту невозможно. Остановимся вкратце лишь на некоторых

основных праздниках, которые получили отражение в народном

художественном творчестве. Это праздники, которые содержат в

себе тесное сочетание языческих верований и позднее пришедшего

христианства.

Начало нового сельскохозяйственного года наши предки

связывали с весной, с тем временем, когда природа пробуждалась от

зимы, а крестьянин выходил в поле. Прихода весны ожидали всю

долгую холодную и голодную зиму, и многие зимние праздники уже

включают обряды, связанные с будущим урожаем.

Ко дню весеннего равноденствия и началу сельскохозяйственных

работ привязывался самый большой и красивый праздник славян-

язычников - Великдень. Различные обычаи, песни, обряды,

магические действия восславляли наступление долгожданной весны,

наступление великих дней весенних полевых работ, высказывали

надежды на хороший, богатый урожай, счастливую долю, или

судьбу семье.

С принятием христианства к языческому празднику встречи

весны было присоединено воскресение Христа - Пасха. В этом виден

глубокий смысл: в основе языческого и христианского праздников

лежит идея жизни, возрождения, победы над смертью. С того

времени в народном понятии эти праздники представляются единым

целым, а, т.е. - восславлением воскресшего Христа и обращением к

нему с извечными заботами крестьянина:

'Дзякуй табе, Божа, што зiму сканчалi, што вясны даждалi!

Памажы нам, Божа, у добры час пачацi вясну выклiкацi! Прыдзi,

прыдзi, вясна, прыдзi, прыдзi, красна к нам у таночак! Прынясi нам

збожжа, прынясi нам красак, каб звiць нам вяночак! Едзiць вясна,

едзiць на залатом канi, у зял°ным саянi, на сасе седзючы, сыру

зямлю аручы'.

А. Богданович,

Пережитки древнего миросозерцания у белорусов

Этот своеобразный гимн-обращение весь пронизан одной идеей -

жизненности, плодовитости, достатка и здоровья.

Рис. 14.

Образ Весны Веснянки

Одним их древнейших и любимых в народе праздников является

Купальская Ночь. Это праздник пика лета, цветения природы,

проявления е° мощных жизненных сил. Эта жизненность,

жизнерадостность,