Родить, вырастить и воспитать детей она считала
своей святой обязанностью. Отсутствие детей было великим горем
для семьи, Божьей карой. Обращались к шептухам и колдунам,
лечились огн°м, водой и заговорами, ткали или вышивали
соответствующие узоры.
'У чым щчасце селянiна-хлебароба?
Каб была свая зямелька ды каб яна добра радзiла.
Каб была добрая сям'я, дружная, моцная, працавiтая.
Каб раслi здаровыя, паслухмяныя дзецi.
Каб вадзiуся дастатак у хаце, каб на свята была i чарка, i скварка'.
С этим и обращались к своим Богам-покровителям, но и сами
искренне и с самоотдачей трудились. Труд всегда был основой
жизни крестьянина. А смысл этого труда всегда был основой для
художественного творчества.
Наша Беларусь сохранила многочисленные узоры этого
творчества, и сегодня они для нас - неисчерпаемый источник
народной мудрости и жизненного опыта наших предков. За столетия
развития традиционная орнаментика сконцентрировала богатый
опыт наблюдения людей за природой, жизнью, различными
понятными и непонятными им явлениями. И этот опыт мы пробуем
сегодня расшифровать, а по возможности и использовать в нашей
сегодняшней жизни.
Наши предки много трудились, но умели и любили праздновать.
Начало или окончание нового трудового процесса, смена времени
года, значительное событие в жизни отмечались праздниками.
Проходили они весло, шумно, сопровождались разными шутками,
развлечениями, розыгрышами. Звенели песни, лилась музыка, полы
дрожали от танцев.
Празднества обязательно сопровождались различными
красивыми, поэтичными действами и обрядами. Гадали на снегу, на
воде, на кострах и в банях, обсыпались зерном пшеницы или ячменя.
Ходили со звездой, одевались медведем или козою, носили петуха,
надевали разные маски.
По деревням ходили скоморохи с медведями, собаками или
петухами. Странствующий кукольный театр батлейка показывал
сцены рождества Христова или поучительные сюжеты о плохой или
хорошей жене.
Поздней осенью начинали играть свадьбы. Это были целые
спектакли, где так много было музыки, песен, шуток, розыгрышей,
обрядов.
По субботам и воскресеньям устраивались игрища. Собиралась
молод°жь из нескольких деревень, пела, танцевала, шутила,
показывала разные сценки.
Союз труда и веселья можно считать тем основным законом, по
которому жили наши предки.
Годовой цикл включал множество праздников, и рассмотреть их
все попросту невозможно. Остановимся вкратце лишь на некоторых
основных праздниках, которые получили отражение в народном
художественном творчестве. Это праздники, которые содержат в
себе тесное сочетание языческих верований и позднее пришедшего
христианства.
Начало нового сельскохозяйственного года наши предки
связывали с весной, с тем временем, когда природа пробуждалась от
зимы, а крестьянин выходил в поле. Прихода весны ожидали всю
долгую холодную и голодную зиму, и многие зимние праздники уже
включают обряды, связанные с будущим урожаем.
Ко дню весеннего равноденствия и началу сельскохозяйственных
работ привязывался самый большой и красивый праздник славян-
язычников - Великдень. Различные обычаи, песни, обряды,
магические действия восславляли наступление долгожданной весны,
наступление великих дней весенних полевых работ, высказывали
надежды на хороший, богатый урожай, счастливую долю, или
судьбу семье.
С принятием христианства к языческому празднику встречи
весны было присоединено воскресение Христа - Пасха. В этом виден
глубокий смысл: в основе языческого и христианского праздников
лежит идея жизни, возрождения, победы над смертью. С того
времени в народном понятии эти праздники представляются единым
целым, а, т.е. - восславлением воскресшего Христа и обращением к
нему с извечными заботами крестьянина:
'Дзякуй табе, Божа, што зiму сканчалi, што вясны даждалi!
Памажы нам, Божа, у добры час пачацi вясну выклiкацi! Прыдзi,
прыдзi, вясна, прыдзi, прыдзi, красна к нам у таночак! Прынясi нам
збожжа, прынясi нам красак, каб звiць нам вяночак! Едзiць вясна,
едзiць на залатом канi, у зял°ным саянi, на сасе седзючы, сыру
зямлю аручы'.
А. Богданович,
Пережитки древнего миросозерцания у белорусов
Этот своеобразный гимн-обращение весь пронизан одной идеей -
жизненности, плодовитости, достатка и здоровья.
Рис. 14.
Образ Весны Веснянки
Одним их древнейших и любимых в народе праздников является
Купальская Ночь. Это праздник пика лета, цветения природы,
проявления е° мощных жизненных сил. Эта жизненность,
жизнерадостность,