веселье господствовало и в Купальскую Ночь с
е° кострами, гаданиями, танцами, музыкой.
Любимым в народе был также и сам образ Купалинки, которая,
как считалось, являлась в облике молодой вес°лой девушки, либо
женщины с детьми.
За день до Купалы молод°жь договаривалась, что брать с собою -
закуску, напитки. Вечером собирали сучья, разжигали костры,
рассаживались вокруг и начинали пения в честь Купалинки. Пели
купальские песни, веселились, танцевали. Девушки плели венки для
гадания. Девушка бросала свой венок в огонь, а тот из парней, что
любил е° и хотел на ней жениться, старался выхватить венок из
огня. И, хотя мог хорошо обжечься при этом, вс° же выхватывал,
демонстрируя силу своей любви. Гадали и на воде озера или речки,
бросая туда венки, а молодцы доставали. Если вблизи не было воды,
то бросали в траву или кусты.
Бывало, бросит девушка венок, а никто и не спешит его
доставать. Можно представить себе, что она переживала. Тогда и
праздник для не° уже не праздник, бежит домой, бедная и печалится
там.
В Купальскую ночь собирали лекарственные травы, веря в их
магическую силу, клялись в любви до гроба, иногда и
договаривались о свадьбе. В полночь самые отважные шли в
лесную чащу искать цветок папоротника, загадывая при этом самое
заветное. Кто-то - о счастье, хорошего мужа иметь и крепкую семью,
кто-то - чтобы парня приворожить, другие - чтобы разбогатеть.
Расходились по домам на рассвете. Уже и спать ложиться
некогда, на работу пора, да все были молодые, здоровые, вес°лые -
какой там сон!
Крестьянин любил свою родину. Когда было нужно, он брал в
руки оружие и ш°л защищать е° от непрошеных пришельцев, хотя
сами белорусы никогда ни на кого не нападали.
Крестьянская среда представляет собой стойкий фундамент для
основания любого общества. В истоках села зарождались и
формировались такие общественные классы, как ремесленники и
воины, рабочие и интеллигенция. Из крестьянской среды вышли
многие деятели науки, культуры и искусства.
Но вот настал 19-ый век. В странах Западной Европы возник
марксизм, так называемое учение о диктатуре пролетариата и
безжалостной классовой борьбе. Марксизм прижился в России,
породив большевизм, а в итоге - Октябрьскую революцию. Пришли
в упадок экономика и культура, сменились моральные ценности. В
итоге, не стало крестьянина-труженика, не стало села, забыта
прекрасная, поэтичная система взглядов на природу, жизнь и
человека.
Формирование веры
Сегодня мы знаем, что культура славянских плем°н, живших на
территории Беларуси, была довольно высокой. Наши дал°кие предки
создали богатую мифологию, отражающую их мировоззрение,
которая по своему уровню может быть сопоставлена с мифологий
древнейших земных цивилизаций, например, с греческой.
Вот некоторые сравнения:
Зевс-громовержец,
Бог Солнца - Гелиос,
Богиня-Мать Земли - Гея,
Богиня Любви и Красоты - Афродита,
Бог Огня и рем°сел - Гефест,
Нимфы -
в греческой мифологии соответствуют в том же порядке
Перуну,
Сварогу,
Великой Богине Матери-Земле,
Ладе,
Жижалю и
Русалкам -
в славянской.
И такие сравнения можно продолжать.
С принятием христианства официальная религия всеми силами
боролась с язычеством. Уничтожались капища и скульптуры
языческих Богов, из народной памяти искоренялись древние обычаи
и обряды. Однако, убедившись в бессмертии язычества, церковь
проявила дальновидность: объединила язычество с христианством.
Таким образом, дошли до наших дней Коляды, объедин°нные с
Рождеством Христовым, Великдень, весенний праздник в честь
Ярилы, - с Воскресением Христа, или Пасхой и т.д.
Своеобразно такое объединение проявилось и в народном
художественном творчестве и рем°слах. Думается, что не просто так
мы встречаем в народном ткачестве и вышивке сохранившихся, в
том числе и с очень давних врем°н, часто объедин°нные символы
двух видов, или двух традиций. Один, например, может быть в виде
ромба, явно языческого происхождения, другой, изображающий
женскую фигурку, вполне возможно, связанный с христианской
иконографией.
С первобытных врем°н сохранились вполне натуралистичные
каменные и костяные женские фигурки, обращающие на себя
внимание гипертрофированными формами. Как видно, мастера тех
врем°н известно подч°ркивали особенности женщины-матери,
выделяли е° предназначение на земле как продолжательницы жизни.
Встречаются и условные, символические образы женщины-
матери. В музее валунов в Минске есть каменный