красивый, композиционно и технически выверенный ромбовидный
мотив, который нес°т в себе глубокую смысловую нагрузку. Стоит
отметить многогранность и разнообразие осмысления этого образа в
народном понимании. В некоторых случаях земля рассматривается
как небесное тело и в этом отношении сопоставляется с солнцем,
луной и зв°здами. В других случаях она принимает значение основы
жизни природы и в этом смысле вместе с Солнцем выступает
главным субъектом годового цикла природы, смены врем°н года.
Земля может восприниматься ещ° и как основа жизни человека в
природе, как нива, его кормящая, Мать-Кормилица.
Главными богами наши предки называли Матушку-Землю и
Батюшку-Солнце. От них, как считалось, и пошла всякая жизнь - и
людей, и природы.
Существует и легенда о том, как Матушка-Земля и Батюшка-
Солнце создали Весну, Ярилу и Купалинку:
Ходил Бог по земле в старых стоптанных лаптях, драной од°жке,
да облезлой овчинной шапке. Видит он, как бедно жив°тся людям на
земле, холодно им и голодно. И не знает Бог, как им помочь. Послал
он тогда на Землю своих пророков - Илию, Петра, Павла и Николая.
А те ничем народу не помогли. Тогда Батюшка-Солнце и Матушка-
Земля сотворили Весну, Ярилу и Купалинку. Весну - для тепла и
цветов, Ярилу - для роста пшеницы на ниве, и Купалинку - чтобы
жить было веселей, чтобы хотелось петь и плясать. Вот и вся сказка.
Эта легенда полностью отображает весь быт, жизнь крестьянской
белорусской семьи, чьи нужды и заключались в тепле природы, да
чтоб хлебушек родился, хоть и сами старательно трудились, но и
веселиться умели. Так жили наши предки. И к своим богам-
покровителям обращались за решением насущных нужд.
В начале 17-го столетия в Вильне вышла в свет книга 'Wyklad
bogin slowienskich', т.е. 'Толкование славянских богинь' с очень
характерной гравюрой. В е° центре - большой круг - символ неба. В
его верхней части расположено Солнце в человеческом облике,
ниже - крылатая женщина с короной на голове и факелами в руках.
По краям видна волнами возвышающаяся поверхность,
представляющая собой символ вспаханной земли, образ Богини
Матери-Земли. В художественной форме здесь отображена та самая
древняя народная легенда о сближении Солнца и Земли, в
результате которого природа пробуждается от зимнего сна.
Наличие образа женщины с крыльями говорит нам о том, что
позднее, с приходом католичества на белорусскую землю, нашим
предкам было также легко воспринять и пришедшие с ним новые
образы Ангелов Божьих, Небесных заступников человечества, очень
похожих по своей природе и выполняемым функциям на божеств
языческого пантеона белорусов. Существа с крыльями, к которым
также можно было обращаться за поддержкой в любом деле,
просить их о здоровье и благополучии, и чтоб хлебушек родился, и
чтобы семья была большая и счастливая, наряду с языческими
богами стали также предметом молитв, поклонения и символами для
предсказаний.
Показательно, что автор книги, упоминаемой выше, связывает
стремление к счастью и справедливости именно с языческим мифом
о господстве в мире и природе Бога Солнца и Богини Земли.
Животные издавна сопровождали человека. Сперва дикие, затем
прирученные, домашние. Животные кормили и одевали человека,
помогали ему в работе, охраняли жилище. Человек знал повадки и
характер диких и домашних животных, и использовал это в бытовых
и хозяйственных целях. Бытовали поверья, что животные умеют
говорить, и если человек пойм°т их язык, он станет мудрым и
богатым.
Примерно такое же отношение было у друидов к деревьям. Кроме
того. Разговаривать можно было с любым живым существом, от
растения и насекомого и до довольно крупного животного. Сейчас
наукой уже довольно исследован этот вопрос. Мы знаем, что не
только умные животные, но и наши домашние и другие растения
реагируют вполне биологически на наше к ним обращение.
Кроме того, позднее стало считаться, что каждая вещь
окружающего мира имеет своего Духа, которого нельзя обидеть, а
следует умилостивить или как-то договориться с ним, если хочешь
использовать эту вещь.
В понятиях христианства, или католичества эти Духи
рассматривались как Ангелы. Но перед тем, как предпринять какое-
либо действие, обращались скорее не к данному соответствующему
Ангелу, а скорее к Богу, который уже должен был дать указания
своим подчин°нным - посланникам. (Поскольку просто невозможно
было знать всех существующих Ангелов вещей.)
В народном представлении каждое животное было