Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

19.

Купальская трава

Купальский венок символизировала подвязанная к нему снизу

ленточка, что и отличало его от обычного.

Купальский огонь, по поверью, имел волшебную силу. Так, если

девушка сжигала в н°м волос любимого, он отвечал е° взаимностью.

Купальский огонь считали более чудодейственным, чем огонь

'грамнiчнай свечкi'. Угол°к от него прятали, считалось, то он лечит,

охраняет от сглаза.

В Купальских песнях и танцах было много шуток, упр°ков,

просьб и лиризма, грубоватости, нередко даже на границе

непристойности. Потому купальские языческие игры христианские

попы и священники называли дьявольскими, распущенными.

Однако, для народа на первом месте была любовь, и недаром

Купалье часто стимулировало создание новых семей. Потому и

сохранился этот праздник, не смотря ни на что, и народная любовь к

нему.

Необходимо отметить также, что в купальских песнях часто

упоминается °лка. Как видно, это дерево когда-то занимало важное

место в славянской мифологии. ¦лка - это символ Лешего, или

Лесовика, а Купала и праздновался обычно в лесу, на поляне, часто

возле °лки.

Самым поэтичным и завораживающим символом Купальской

ночи издавна был цветок папоротника, или папараць-кветка.

Не одно столетие наши предки пытали счастья найти е° в эту ночь,

чтобы стать богатыми, здоровыми удачливыми, однако, и сейчас это

является недостижимой мечтой.

Каждый человек жив°т с верой во что-либо. Это прида°т ему

жизненных сил, да°т ему стимул в труде, а когда нужно, то и

героизм. Вера отдельных людей складывается в веру семьи,

общества, народа, нации. Вера была, есть и будет всегда, меняются

только е° смысл и направления.

У белорусов можно выделить три основных этапа в отношении

веры. Первый - языческий. Наши дал°кие предки поклонялись

природе, верили в магическую жизненную силу земли, солнца, воды,

ветра. Эта вера, эта жизненная реальность позволяли им жить в

согласии, в ладу с природой.

Второй этап связан с принятием христианства. Господствующей

стала вера в силу Всевышнего, в существование ада и рая, жизни

после смерти в духовном мире. Это давало человеку надежду на

компенсацию за земные страдания, на награду за жизнь, прожитую

по принципам добра, милосердия и любви к ближнему.

Третий этап наступил в советское время, когда стала

пропагандироваться вера в коммунизм. Рождалась она в жестокой

классовой борьбе, насаждалась силой диктатуры пролетариата.

Заветы Христовы уступили место марксизму-ленинизму.

Единственное, что утешает, так это то, что этот этап уже, кажется

отходит в лета. Мы снова начинаем возрождать нашу культуру наши

верования, возвращаться к давно забытым традициям.

Во что же нам верить теперь?

Мы иногда не отда°м себе отч°та в том, что сознательно или

неосознанно основываемся на духовных ценностях, созданных ещ°

во времена язычества. До наших дней сохранились традиции

отмечать праздники ещ° языческого происхождения. Это радостные,

светлые праздники, они прославляют дающие жизнь силы природы.

В них много вес°лых песен, музыки, танцев, а эти жизнерадостность

и оптимизм так необходимы в наш тяж°лый век.

Древняя языческая культура во многом для нас загадочна и

непонятна. Практически вс° забыто, сегодня смысл и значение

многих явлений и символов нам просто неизвестен. Они, однако же,

сохранились в нашей жизни: в обрядах, обычаях, символах, мотивах;

хотя мы и сами можем зачастую не подозревать об этом.

Язычество нес°т в себе идею тесной взаимосвязи с природой,

поклонения е° силам, Отцу Солнцу и Матери Земле. Эта идея, смысл

и значение которой мы вкладываем сегодня в понятие экология,

идея, которая противостоит грубости, насилию и уничтожению.

Таким образом, сквозь тысячелетия к нам дошли образы и символы

любви к Природе, Труду и Человеку. Что и говорить про их

насущность!

Может нам стоит активней опираться в нашей жизни на добрые

идеи, обычаи и обряды, - на то, что выработали наши дал°кие

предки - язычники?

Языческие символы

Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и

практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция

Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой

моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие

ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит

сезона.

В течение последних тр°х тысячелетий Европа дважды

подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,

искусство забывалось. Истинные традиции декора