Купальская трава
Купальский венок символизировала подвязанная к нему снизу
ленточка, что и отличало его от обычного.
Купальский огонь, по поверью, имел волшебную силу. Так, если
девушка сжигала в н°м волос любимого, он отвечал е° взаимностью.
Купальский огонь считали более чудодейственным, чем огонь
'грамнiчнай свечкi'. Угол°к от него прятали, считалось, то он лечит,
охраняет от сглаза.
В Купальских песнях и танцах было много шуток, упр°ков,
просьб и лиризма, грубоватости, нередко даже на границе
непристойности. Потому купальские языческие игры христианские
попы и священники называли дьявольскими, распущенными.
Однако, для народа на первом месте была любовь, и недаром
Купалье часто стимулировало создание новых семей. Потому и
сохранился этот праздник, не смотря ни на что, и народная любовь к
нему.
Необходимо отметить также, что в купальских песнях часто
упоминается °лка. Как видно, это дерево когда-то занимало важное
место в славянской мифологии. ¦лка - это символ Лешего, или
Лесовика, а Купала и праздновался обычно в лесу, на поляне, часто
возле °лки.
Самым поэтичным и завораживающим символом Купальской
ночи издавна был цветок папоротника, или папараць-кветка.
Не одно столетие наши предки пытали счастья найти е° в эту ночь,
чтобы стать богатыми, здоровыми удачливыми, однако, и сейчас это
является недостижимой мечтой.
Каждый человек жив°т с верой во что-либо. Это прида°т ему
жизненных сил, да°т ему стимул в труде, а когда нужно, то и
героизм. Вера отдельных людей складывается в веру семьи,
общества, народа, нации. Вера была, есть и будет всегда, меняются
только е° смысл и направления.
У белорусов можно выделить три основных этапа в отношении
веры. Первый - языческий. Наши дал°кие предки поклонялись
природе, верили в магическую жизненную силу земли, солнца, воды,
ветра. Эта вера, эта жизненная реальность позволяли им жить в
согласии, в ладу с природой.
Второй этап связан с принятием христианства. Господствующей
стала вера в силу Всевышнего, в существование ада и рая, жизни
после смерти в духовном мире. Это давало человеку надежду на
компенсацию за земные страдания, на награду за жизнь, прожитую
по принципам добра, милосердия и любви к ближнему.
Третий этап наступил в советское время, когда стала
пропагандироваться вера в коммунизм. Рождалась она в жестокой
классовой борьбе, насаждалась силой диктатуры пролетариата.
Заветы Христовы уступили место марксизму-ленинизму.
Единственное, что утешает, так это то, что этот этап уже, кажется
отходит в лета. Мы снова начинаем возрождать нашу культуру наши
верования, возвращаться к давно забытым традициям.
Во что же нам верить теперь?
Мы иногда не отда°м себе отч°та в том, что сознательно или
неосознанно основываемся на духовных ценностях, созданных ещ°
во времена язычества. До наших дней сохранились традиции
отмечать праздники ещ° языческого происхождения. Это радостные,
светлые праздники, они прославляют дающие жизнь силы природы.
В них много вес°лых песен, музыки, танцев, а эти жизнерадостность
и оптимизм так необходимы в наш тяж°лый век.
Древняя языческая культура во многом для нас загадочна и
непонятна. Практически вс° забыто, сегодня смысл и значение
многих явлений и символов нам просто неизвестен. Они, однако же,
сохранились в нашей жизни: в обрядах, обычаях, символах, мотивах;
хотя мы и сами можем зачастую не подозревать об этом.
Язычество нес°т в себе идею тесной взаимосвязи с природой,
поклонения е° силам, Отцу Солнцу и Матери Земле. Эта идея, смысл
и значение которой мы вкладываем сегодня в понятие экология,
идея, которая противостоит грубости, насилию и уничтожению.
Таким образом, сквозь тысячелетия к нам дошли образы и символы
любви к Природе, Труду и Человеку. Что и говорить про их
насущность!
Может нам стоит активней опираться в нашей жизни на добрые
идеи, обычаи и обряды, - на то, что выработали наши дал°кие
предки - язычники?
Языческие символы
Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и
практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция
Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой
моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие
ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит
сезона.
В течение последних тр°х тысячелетий Европа дважды
подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,
искусство забывалось. Истинные традиции декора