кельтов сохранил
только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной
оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -
вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и
непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти
свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплет°нные в
орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно
белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым
на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной
реш°ткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на н°м
урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,
достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,
охранявшие клады. Со временем существа превратились в
восьм°рки или S-образные узоры, так называемые 'змейки'.
Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания
долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные
косички, плет°нки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны
и защиты от злых сил.
'Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но
при этом ещ° и стремитесь потворствовать всем капризам моды,
выбирая актуальный ныне свитер, оста°тся пожелать не забывать о
скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах'.
В.Шпакова,
'7 дней'
Обычные женщины-селянки символами могли отразить или
высказать вс°, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и
е° природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они
раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и
Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление
тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,
которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,
будущего.
Среди многочисленных узоров народного творчества селян-
язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,
нечистого, дьявола, чертей.
Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так
говорила об этом:
'Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они
приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.
Вс°, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,
мы на рушники не пускаем.
Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.
А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и
дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди
них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей
вместе.
Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе'.
Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,
и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими
и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того
дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,
как лешие, русалки, водяной считались естественной составной
частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались
подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,
ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-
либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.
Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,
конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но
также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.
Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы
недобрые отражение в изделиях народного творчества.
Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и
другой взгляд на вещи.
Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться
к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.
И люди в то время были добрыми, вес°лыми, искренними и
трудолюбивыми.
Главным источником существования людей на земле были
животноводство и земледелие. Потому символами богатства у
многих народов обычно являются изображения домашних животных
и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,
в древней Финикии, которая занимала территорию современного
Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с
колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был
характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.
Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь
издавна выращивали пшеницу, ячмень, ов°с. Как писал известный
просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое
ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много
белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный
крестьянский труд.