Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

кельтов сохранил

только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной

оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -

вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и

непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти

свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплет°нные в

орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно

белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым

на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной

реш°ткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на н°м

урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,

достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,

охранявшие клады. Со временем существа превратились в

восьм°рки или S-образные узоры, так называемые 'змейки'.

Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания

долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные

косички, плет°нки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны

и защиты от злых сил.

'Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но

при этом ещ° и стремитесь потворствовать всем капризам моды,

выбирая актуальный ныне свитер, оста°тся пожелать не забывать о

скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах'.

В.Шпакова,

'7 дней'

Обычные женщины-селянки символами могли отразить или

высказать вс°, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и

е° природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они

раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и

Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление

тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,

которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,

будущего.

Среди многочисленных узоров народного творчества селян-

язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,

нечистого, дьявола, чертей.

Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так

говорила об этом:

'Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они

приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.

Вс°, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,

мы на рушники не пускаем.

Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.

А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и

дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди

них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей

вместе.

Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе'.

Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,

и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими

и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того

дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,

как лешие, русалки, водяной считались естественной составной

частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались

подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,

ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-

либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.

Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,

конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но

также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.

Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы

недобрые отражение в изделиях народного творчества.

Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и

другой взгляд на вещи.

Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться

к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.

И люди в то время были добрыми, вес°лыми, искренними и

трудолюбивыми.

Главным источником существования людей на земле были

животноводство и земледелие. Потому символами богатства у

многих народов обычно являются изображения домашних животных

и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,

в древней Финикии, которая занимала территорию современного

Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с

колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был

характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.

Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь

издавна выращивали пшеницу, ячмень, ов°с. Как писал известный

просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое

ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много

белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный

крестьянский труд.