Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

раньше профессиональные и непрофессиональные гадалки

ворожили на рушниках с узорами Солнца, Зв°зд и др. различных

символов, также со временем появились и стилизованные символы

католических Ангелов. Вс° это было разбито в систему в

соответствии с существующими до христианства языческими

верованиями.

В отличие от европейской традиции, где Карты Ангелов

выполнены в стиле Таро, т.е., это некоторые натуралистичные

образы, в данном случае - фигурки Ангелов, которые с помощью

цветов, предметов, расположения, различных атрибутов передают

необходимую символику. Т.е. как, например, Архангела Михаила

ассоциируют с петушиными перьями, то и изображение

соответствующего атрибута необходимо для передачи символа, т.е.

некоей силы или некоего образа, обладающего такими-то и такими-

то качествами, выполняющего такие-то и такие-то функции. Хотя

здесь, опять же, важен скорее символизм, но за художественным

образом может кое-что и теряться.

'Дрэва Ан°лау' представляет собой очень стилизованные

символы Ангелов. Сохранившиеся с очень давних врем°н, когда

белорусские ворожеи восприняли новые знания и новые веяния

христианства, в данном случае католичества, не забыв своих корней,

занятий, верований и образа жизни своих предков - язычников.

Известно, что христианство, как ни старалось, так и не смогло

полностью вытеснить глубоко укоренившиеся в сердцах людей и

текущие в их крови языческие верования. Итак, ворожеи, восприняв

новое знание, сделали его доступным для использования в

повседневной жизни. Подогнав его под рамки своего восприятия и к

своему занятию, они стали широко использовать предсказательную

систему 'Дрэва Ан°лау'.

Эта система получила широкое распространение в связи с тем,

что новое знание ни в коей мере не имело целью вычеркнуть старое,

а, напротив, даже поддерживало систему верований предков. Новые

символы начали использовать также и наряду со старыми.

Гадали, рассыпая зерно на рушник с символами Ангелов. Если

место имели некоторые элементы деревенской магии,

использовались другие элементы. Так или иначе, символы Ангелов

очень гармонично вплелись в жизнь и быт белорусов. Ими стали

пользоваться и не только для предсказательной практики, они стали

также элементами искусства, классической живописи, фигурки

Ангелов стали играть роль маленьких оберегов.

Символ самого 'Дрэва Ан°лау' гармонично вош°л в широкий

спектр символики ритуальных рушников, которые вешались в избы

на иконы, которые вышивались или ткались как обереги, или как

молитвы.

Рис. 23.

'Дрэва Ан°лау'

Похожий символизм мы находим и в католичестве, но скорее не

публичном, а сокровенном знании. Существует схема тр°х

отражающихся треугольников, относящихся к мирам обитания и

символизирующая как раз Древо Ангелов.

Рис. 24.

Католическое 'Древо Ангелов'

Более полную и проработанную схему мы находим в традиции

Кабалы, также рассматривающей Древо Ангелов. Здесь показана

одиннадцатиричная схема того же отражения, подразумевающая

ещ° скрытый смысл трансформации каждого уровня, или, если

говорить понятиями нумерологии, превращения единицы в

одиннадцать, т.е. некоей потенциальной единицы, скажем, человека

- в Силу. Человека, предпринимающего какие-либо активные

действия - в проявление Силы, в обретение Силы.

Рис. 25.

Более полная одиннадцатиричная схема Кабаллистической

традиции.

Но более мы не будем этого затрагивать, поскольку нас

интересует традиция древних белорусов.

Верн°мся к нашему 'Дрэву Ан°лау'. В отличие от европейской

традиции, которая представлена 56-ю картами, 'Дрэва Ан°лау'

составлено из 33-х. Подразделяющихся по 11 на 3 мира, в которых,

как считалось, жил древний белорус:

Мир Верхний, или Небесный,

Мир Средний, или Земной, и

Мир Нижний, или Подземный.

Соответственно подразделялись и функции Ангелов.

На рушниках часто использовали изображение символов Ангелов

в связи с древом, т.е. в одной картине, по одиннадцать каждому

миру, такая картина и использовалась для предсказаний.

Позднее в среде профессиональных гадалок появились и Карты

Ангелов, возможно, их появление и распространение произошло не

без помощи цыганок, которые не упустили бы новую вещь, которую

можно было бы с успехом использовать, и могли приобщить это

дело к более удобной, доступной и уже знакомой схеме карт.

Обычные же белорусские женщины долгое время

придерживались старых традиций и пользовались при

необходимости бабушкиным методом, т.е. вышивая или соткав для

себя соответственный