раньше профессиональные и непрофессиональные гадалки
ворожили на рушниках с узорами Солнца, Зв°зд и др. различных
символов, также со временем появились и стилизованные символы
католических Ангелов. Вс° это было разбито в систему в
соответствии с существующими до христианства языческими
верованиями.
В отличие от европейской традиции, где Карты Ангелов
выполнены в стиле Таро, т.е., это некоторые натуралистичные
образы, в данном случае - фигурки Ангелов, которые с помощью
цветов, предметов, расположения, различных атрибутов передают
необходимую символику. Т.е. как, например, Архангела Михаила
ассоциируют с петушиными перьями, то и изображение
соответствующего атрибута необходимо для передачи символа, т.е.
некоей силы или некоего образа, обладающего такими-то и такими-
то качествами, выполняющего такие-то и такие-то функции. Хотя
здесь, опять же, важен скорее символизм, но за художественным
образом может кое-что и теряться.
'Дрэва Ан°лау' представляет собой очень стилизованные
символы Ангелов. Сохранившиеся с очень давних врем°н, когда
белорусские ворожеи восприняли новые знания и новые веяния
христианства, в данном случае католичества, не забыв своих корней,
занятий, верований и образа жизни своих предков - язычников.
Известно, что христианство, как ни старалось, так и не смогло
полностью вытеснить глубоко укоренившиеся в сердцах людей и
текущие в их крови языческие верования. Итак, ворожеи, восприняв
новое знание, сделали его доступным для использования в
повседневной жизни. Подогнав его под рамки своего восприятия и к
своему занятию, они стали широко использовать предсказательную
систему 'Дрэва Ан°лау'.
Эта система получила широкое распространение в связи с тем,
что новое знание ни в коей мере не имело целью вычеркнуть старое,
а, напротив, даже поддерживало систему верований предков. Новые
символы начали использовать также и наряду со старыми.
Гадали, рассыпая зерно на рушник с символами Ангелов. Если
место имели некоторые элементы деревенской магии,
использовались другие элементы. Так или иначе, символы Ангелов
очень гармонично вплелись в жизнь и быт белорусов. Ими стали
пользоваться и не только для предсказательной практики, они стали
также элементами искусства, классической живописи, фигурки
Ангелов стали играть роль маленьких оберегов.
Символ самого 'Дрэва Ан°лау' гармонично вош°л в широкий
спектр символики ритуальных рушников, которые вешались в избы
на иконы, которые вышивались или ткались как обереги, или как
молитвы.
Рис. 23.
'Дрэва Ан°лау'
Похожий символизм мы находим и в католичестве, но скорее не
публичном, а сокровенном знании. Существует схема тр°х
отражающихся треугольников, относящихся к мирам обитания и
символизирующая как раз Древо Ангелов.
Рис. 24.
Католическое 'Древо Ангелов'
Более полную и проработанную схему мы находим в традиции
Кабалы, также рассматривающей Древо Ангелов. Здесь показана
одиннадцатиричная схема того же отражения, подразумевающая
ещ° скрытый смысл трансформации каждого уровня, или, если
говорить понятиями нумерологии, превращения единицы в
одиннадцать, т.е. некоей потенциальной единицы, скажем, человека
- в Силу. Человека, предпринимающего какие-либо активные
действия - в проявление Силы, в обретение Силы.
Рис. 25.
Более полная одиннадцатиричная схема Кабаллистической
традиции.
Но более мы не будем этого затрагивать, поскольку нас
интересует традиция древних белорусов.
Верн°мся к нашему 'Дрэву Ан°лау'. В отличие от европейской
традиции, которая представлена 56-ю картами, 'Дрэва Ан°лау'
составлено из 33-х. Подразделяющихся по 11 на 3 мира, в которых,
как считалось, жил древний белорус:
Мир Верхний, или Небесный,
Мир Средний, или Земной, и
Мир Нижний, или Подземный.
Соответственно подразделялись и функции Ангелов.
На рушниках часто использовали изображение символов Ангелов
в связи с древом, т.е. в одной картине, по одиннадцать каждому
миру, такая картина и использовалась для предсказаний.
Позднее в среде профессиональных гадалок появились и Карты
Ангелов, возможно, их появление и распространение произошло не
без помощи цыганок, которые не упустили бы новую вещь, которую
можно было бы с успехом использовать, и могли приобщить это
дело к более удобной, доступной и уже знакомой схеме карт.
Обычные же белорусские женщины долгое время
придерживались старых традиций и пользовались при
необходимости бабушкиным методом, т.е. вышивая или соткав для
себя соответственный