Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

родит желание, желание вызы-

вает деятельность, а посредствам деятельности человек рас-

тет. Вначале человек желает только для себя, позднее эгоизм

его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семь-

ю, затем свое племя, народ, государство. И в этих расширен-

ных пределах человек все еще стремится брать для себя, для

своей семьи, для своего народа как можно больше от природы и

от остальных людей, и это длится до тех пор, пока его душа

не насытится и больше брать уже не захочет. 'Путь Выступле-

ния' этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад, и

человек вступает на 'Путь возврата'(9), на котором кончается

его желание брать и возникает столь же повелительная потреб-

ность отдать все, вернуть обратно все, что он брал у мира, у

природы и у людей. Без такого возврата не может быть восста-

новлено нарушенное равновесие, не может осуществиться спра-

ведливость, на которой держатся все миры.

На 'Пути Выступления' человек создает свою Карму. Он жад-

но добивается тех или других вещей, он делает усилия, напря-

гает свою волю, движется вперед, толкаемый желанием, но как

только он овладевает предметом своего желания, желание сме-

няется равнодушием и разочарованием, добытое перестает удов-

летворять, и он так же жадно начинает добиваться новых ве-

щей.

Восточная Мудрость сравнивает предметы человеческих жела-

ний с теми игрушками, которые мать держит в руках, желая,

чтобы ее дитя научилось ходить, подвигаясь навстречу блестя-

щей игрушке. Это сравнение проливает яркий свет на то, что

дело совсем не в предмете, а в усилии, которое делает чело-

век и которое заставляет его расти. В этом упражнении расту-

щих сил, в этом развитии способностей человека, которое вы-

зывается напряженной борьбой из-за обладания желанным пред-

метом, и в последующем разочаровании, в чередующихся востор-

гах и пресыщениях, подъемах и утомлениях, проходит весь путь

нашего земного развития.

На протяжении всего этого долгого пути человек продолжает

желать, потому что для непросветленного человека в желании

коренится побудительная причина для деятельности; побуждение

это перестает действовать только тогда, когда человек убе-

дится, что все временное приносит одно разочарование и что

удовлетворить человека может только вечное.

Это убеждение приводит человека к сознанию своей божес-

твенности, которое, в свою очередь, ведет к сознанию един-

ства.

Когда человек познает, что его отдельная, обособленная от

остального мира жизнь была самообманом, когда в его расши-

рившемся сознании исчезнут границы, отделявшие его частичную

жизнь от Жизни Целого, тогда сами собой прекратятся и личные

желания, что мы и видим у людей, достигших совершенства, у

праведников, желания которых становятся сверхличными и зак-

лючают в свои пределы благо всего мира.

Таков эволюционный путь всего человечества. Его можно с

полным основанием сравнить с лестницей, подножие которой

погружено в темноту стихийного существования, выражающегося

в эгоизме и алчном желании все взять для себя, за счет дру-

гих 'сохранить свою душу', а вершина возносится в царство

просветленного разума и победившей духовности, которая выра-

жается в потребности 'отдать душу свою'.

Но этот медленный путь возможно сократить; когда мы смот-

рим на отставших людей, которые все еще задерживаются на са-

мых низших ступенях лестницы, мы получаем понятие о пределах

его медленности; когда же мы переносим наш взгляд на правед-

ников, на тех Старших Сынов человеческой расы, в которых уже

раскрылась вся красота ее божественной природы, мы узнаем,

что во власти человека до чрезвычайности ускорить этот путь.

В чем же орудие этого ускорения, или, что одно и то же,

'спасение человека'?

В поэме Арнольда 'Свет Азии', которая устами западного

поэта передает всю глубину восточной Мудрости, мы находим

такой ответ:


Беспредельность ужасом бы стала,

Сердце мира - вечною тюрьмой,

Если бы судьба вас приковала

К колесу безжалостной рукой.