Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

Но - на вас цепей не налагали,

Ваша воля всяких мук сильней;

В Сердце мира нет людской печали.

Совершенство - цель земных путей.


Орудие спасения человека - его воля. Но что такое воля?

Пока сила, заставляющая человека действовать, вызывается

внешними предметами, мы зовем ее желанием, но когда та же

сила начинает исходить из самого человека, слагаясь из со-

держания его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда

мы даем ей название воли. Таким образом, желание и воля лишь

два полюса одной и той же силы.

Пока человек во власти низшего полюса, его заставляют

действовать внешние предметы, но в зависимости от них, он не

свободен.

Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не

то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно

для его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он ста-

новится господином своих поступков и сам начинает творить

свою судьбу.

Пока воля у человека не развита, до тех пор он в рабстве

у предопределений, он обречен двигаться роковым образом по

'равнодействующей' своей собственной Кармы(10). Но рабство

человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля

может вводить во всякое время новые величины в 'уравнение'

его жизни. Пока воля направляется непросветленным разумом,

до тех пор и целями ее бывают явления временные; но когда

разум, проникая все глубже в суть явлений, познает, что вре-

менные явления даются нам только как средства для достижения

вечного, тогда просветленная разумом воля поведет человека к

осуществлению истины и - освободит его. Таким образом, все

столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о

предопределении - верны, каждое на своем месте. Неизбежная

судьба держит в рабстве тех, кто не проявляет сознательной

воли; относительная свобода существует для того, кто развил

свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода

для того, кто познал истину и развил свою волю до совершен-

ства.

Теперь у нас начинает намечаться путь к той внутренней

свободе, которая сделает человека независимым от 'цепей Кар-

мы'.

'Познание истины' с точки зрения восточной Мудрости есть

сознание божественности человеческой природы и единства всей

проявленной жизни, выражающей собою Жизнь Бога. Воля Бога

выражена в законе Кармы. Цель человеческой эволюции - полное

осуществление божественных свойств человека, которое его

приведет к отождествлению его воли с Волей Бога. Когда чело-

век осуществит это единение в себе, час его спасения пробъ-

ет. Таков конечный смысл учений всех великих Учителей чело-

вечества. Следовательно, в познании истины и в развитии воли

скрывается та сила, которая может освободить человека из-под

власти Кармы.

Знание незыблемости законов, управляющих Вселенной, вызы-

вает потребность согласовать нашу собственную деятельность с

этими законами, иначе - с Волей Бога. Вместе с тем возникает

сознание, что деятельность необходима, но деятельность, ве-

дущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность не-

совместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в

темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становит-

ся злом, препятствием к развитию нашей божественной сути.

Следовательно, деятельность наша должна быть бескорыстна,

без эгоизма и без влечения к ее плодам, бескорыстие это тре-

буется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою

Карму, не как требование морали, а как необходимость, неоз-

бежная и доказанная.

Но как соединить самоотречение и отсутствие желаний с де-

ятельностью, необходимой для роста?

К достижению этой цели ведут два пути, две 'стези', как

выражаются индусские мистики: 'стезя Мудрости' - для мень-

шинства, и 'стезя Религиозного Чувства' - для всех осталь-

ных. На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничто-

жая свой эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на

второй стезе самоотречение достигается благодаря любви к о-

лицетворенному Идеалу, в котором уже проявилась вся красота

божественной