посредство
влияют на образование нашего физического тела в ближайшем
воплощении; они же определяют место нашего рождения и влияют
на подбор людей, с которыми мы будем связяны в будущем.
3. Поступки человека определяют
внешние условия его последующего воплощения
Если поступки человека послужили причиной страдания для
других, он в такой же мере будет страдать и сам; если же они
приносили радость или благосостояние окружающим, это отра-
зится на его последующем вопложении в виде благоприятных
земных условий. Дурные поступки людей нарушают мировой поря-
док и равновесие: чтобы восстановилось последнее, необходи-
мо, чтобы поступивший дурно испытал последствия нарушенного
равновесия на себе.
Поступки человека влияют на внешние условия его последую-
щей жизни; на самого же человека и на его характер они влия-
ют лишь косвенно, вызывая в нем новые мысли и желания; но
сила, созидающая бессмертную душу, исходит из деятельности
ума, сердца и воли, а не из внешних проявлений человека.
Часто повторяемые поступки создают физические привычки, ко-
торые могущественно влияют на условия земного существования
и в то же время ограничивают проявление высшего Я человека,
его бессмертной души в земном мире; но физические привычки
не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью
физического тела. Но вопрос совершенно меняется, если мы на-
чем исследовать те последствия, которые наши поступки остав-
ляют на окружающих. Вызывая благополучие или страдание наших
ближних, поступки связывают нас так же, как и наши мысли и
желания, с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние.
Если в прошлом мы были причиной страдания для окружающих, в
будущем мы испытаем не меньшие страдания, и наоборот, если
мы содействовали улучшению их внешнего благосостояния, кар-
мический счет выплатит нам за это содействие счастливыми ус-
ловиями нашей земной жизни; и условия эти, дурные или хоро-
шие, погасят навсегда результаты как дурных наших поступков,
так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков
не зависят от их мотива.
До сих пор мы рассматривали три вида сил, благодаря кото-
рым человек может сознательно строить свое будущее: наши
мысли созидают наш характер; наши желания определяют то, чем
мы будем окружены в следующей жизни; наши поступки устанав-
ливают точный размер нашего счастья, внутреннего и внешнего,
по тому количеству счастья, внутреннего и внешнего, которое
мы давали другим. Теперь мы подходим к другому закону Кармы:
каждая сила действует в своей сфере.
Если человек посеет семена в земле, он может собрать жат-
ву только на земле. Он может посеять хлеб с дурным намерени-
ем, например с мыслью добыть средства для злого дела; но из
семян, посеянных им, вырастет совершенно такая же рожь или
пшеница, как если бы он сеял с мыслью накормить голодных си-
рот. Мотив - выражение умственных, психических или духовных
сил, и последствия его могут выразится только в сфере мысли,
страстей или духа, смотря по тому, откуда мотив исходит. Но
когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отра-
зится только в земной среде, и притом совершенно независимо
от мотива. Если человек устроит хорошую школу или больницу
для бедных, будет ли при этом его побуждением честолюбие,
желание похвалы или награды, бедняки, пользовавшиеся его
школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы побуж-
дение его было самое возвышенное. Но для истинной сути чело-
века, для бессмертной души, разница окажется чрезвычайно
важной: в первом случае, когда побуждение было эгоистическо-
е, плоды его деятельности проявятся только в физической сре-
де, душа его останется при этом незатронутой; во втором слу-
чае, когда его побуждением было бескорыстное стремление к
добру, мотив этот облагородит душу и оставит в ней новое
зерно бессмертия, ибо добрые движения души и составляют тот
посев, жатва с которого собирается в вечности. Добрые, злые