(непременно через обе ноздри), достигают вздутия лишь грудной клетки (живот остается не вздутым); затем, не выдыхая воздуха, усилиями одних лишь мускулов грудной клетки достигают плавного сокращения ее объема при одновременном медленном вздутии живота. Затем, работая только мускулами живота, опускают живот и этим вызывают вздутие груди; потом опускают грудь и т. д. После пяти или шести последовательных двойных фаз вздутия груди и живота останавливаются на фазе вздутия груди и медленно выпускают воздух через ноздри. Весь этот процесс я назову одним циклом упражнения плексуса.
Таких циклов надо провести штук пять, и тогда упражнение закончено.
Больше одного упражнения плексуса в сутки проделывать не советую. Начинать их следует по приобретении некоторого опыта в простом дыхании, ибо подъем или спуск груди или живота продолжается около трех секунд; следовательно, цикл упражнения более полминуты, что требует умения задерживать воздух в течение этого времени. Все упражнение будет длиться около 3 — 4 минут.
Вначале можно ограничиваться 2—3 циклами и даже делать паузы между циклами (1—2 минуты), заполняя их обычными дыхательными упражнениями.
Если через несколько часов после упражнения плексуса будут ощущаться нервные боли в желудке, то надо посоветоваться с учителем, ибо это значит, что была допущена ошибка в механизме упражнений или что таковые преждевременны.
Упражнения плексуса (или, точнее, всей области по соседству с диафрагмой) имеют целью вызвать прилив крови к солнечному сплетению и этим усилить его питание, а равно и укрепить соседние мускулы. Все эти элементы являются важными точками опоры человеческой воли при ее низших астральных реализациях.
Если дыхательные упражнения в режиме анимического импульсивного человека играли роль пищи, то запахи, как мы сказали, будут играть роль возбудителей.
Здесь я не буду перечислять все ароматы, употребляющиеся в магии, а только упомяну о трех типичных представителях таковых, образующих тернер, аналогичный тернеру планов в человеке:
1) ладан — положительный полюс тернера — вызывает мистические настроения (молитва);
2) мускус — средний термин тернера — действует на анимическую сферу (любовь);
3) табачный дым — отрицательный полюс тернера — у людей, непривычных к нему, вызывает после очень короткого периода возбуждения реакцию чисто инстинктивного характера (сон).
При постоянном употреблении табака следует умело выбирать подплан его влияния, определяемый формой курения и сортом табака. Людям умственного труда Папюс рекомендует легкие ароматические сорта табака в папиросах; людям анимического склада жизни, например виверам,— сигары; людям, занятым физическим трудом,— трубку.
В конце концов нам надлежит указать вкратце режим интеллектуального человека.
Роль пищи здесь будут играть:
1) пребывание в обстановке, не возмущающей и не погашающей нормальных импульсивных суждений по вопросам эстетики; избегать общества слишком некрасивых людей, асимметричных форм и дисгармонии цветов; наоборот — окружить себя произведениями искусства;
2) приучать себя даже автоматически не терять самообладания в минуты опасности и беспокойства и даже культивировать в себе чисто импульсивную способность избегать таковых;
3) не поддерживать импульсивно-интеллектуальными проявлениями врожденных антипатий в области осязательных, вкусовых и обонятельных впечатлений, например, если вам неприятен запах чеснока, то довольствоваться астральным к нему отвращением, морщиться, ощущая его запах, но не позволять себе неприязненно вздрагивать при упоминании слова «чеснок», при виде изображения головки чеснока.
Роль возбудителя интеллектуального импульсивного человека будет играть надлежаще подобранная музыка.
Тут опять можно указать аналогичный тернер подпланов влияния возбудителя. В походе или в бою бравурный марш может повлиять на физическую бодрость солдата с помощью импульсивно-интеллектуальных восприятий. Для возбуждения анимического человека, опять-таки через посредство импульсивного интеллекта, уже понадобится вальс, а может быть, и оперная музыка.
Натуре чисто интеллектуальной для возбуждения понадобится камерная музыка.